Цель: продолжить знакомство учеников с баснями Л. Глибова; учить анализировать его программные произведения, определить идейно-тематическое направление, объяснять аллегорические образы; углубить знания о басне, ее особенностях; развивать образное мышление, ощущение художественного совершенства произведений, умение замечать детали; логически и последовательно аргументировать свои соображения; воспитывать осознание важности самокритичного взгляда на разнообразные человеческие недостатки, чувство уважения к украинскому юмору, народному слову; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Л. Глибова; ученические рефераты о жизни и творчестве выдающегося баснописца, рисунки школьников к его произведениям; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение басне как литературному жанру.

• Почему для басни характерна аллегорическая направленность?

• Чем басня отличается от других жанров юмористических произведений?

• Почему басня актуальна в сегодняшней жизни?

• Какие человеческие недостатки разоблачает и клеймит Л. Глибов в своих произведениях?

• Объясните, в чем разница между иронией и юмором.

III. Проверка домашней задачи.

1. Ученики читают наизусть басню Л. Глибова «Щука». Определение лучших исполнителей произведения.

2. Информация учеников о существах, которые упоминаются в баснях Л. Глибова «Щука», «Муха и Пчела».

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

  1. Те простенькие сельские басни,
  2. как мелкие, тонкие корешки, укореняют
  3. в нашей душе любовь к родному слову, его
  4. красоте, простоте и волшебной милозвучности.
  5. И. Франко.
  6. Басня - это легкая комедия, а всякая комедия -
  7. ничто другое, как длинная басня, а в нашей
  8. комедии люди бывают часто животными
  9. И, что хуже всего, животными злыми.
  10. Бомарше.

1.9. Дополнительный материал:

1) загадки о героях произведения.

Полосатая, зубастая, По воде летает с шумом, Рыбок ищет

(Щука).

Пришла она с длинным веником На беседу с нашим петухом. Схватила петуха на обед, и замела метлой след.

(Лисица).

Рыжая рыжим хвостом гордится У нее шуба, характер - хитрый

(Лисица).

В темном лесу живет, длинный хвост пушистый имеет, ей на месте не сидится. Как зовут ее? …

(Лисица).

Серый, и не волк, Длинноухий, и не заяц, С копытами, и не конь.

(Осел).

2) Народные пословицы к содержанию басни:

• В злом плохое и сидит;

• Какая совесть - такая и честь;

• Кто сильнее, тот и лучше;

• Слова как мед, а дела как полынь;

• Кто не совершает ничего, тому не страшно никого;

• Поймался на горячем;

• Хитрый, как лисица;

• Слышит кошка, где сало лежит.

2.8. Творческие задачи.

1) Подготовьте рисунок на тему «Разговор Мухи и Пчелы о смысле собственной жизни».

2) Заполните таблицу «Сравнительная характеристика героев басни Л. Глибова «Муха и Пчела»

  • Ленивая, хвастливая, безопасная, назойливая, беззаботная...
  • Трудолюбивая, ответственная, экономная (умеет рационально использовать время)...

VI. Закрепление изученного материала на тему «Л. Глибов «Щука», «Муха и Пчела»».

1. Решение тестовых задач «Щука».

1. Кто на Щуку подал в суд «бумагу»? а) Неизвестно; б) Ослы; в) Лисичка.

2. Сколько судей рассматривало дело Щуки? а) семеро; б) пятеро; в) трое.

3. В чем обвинялась Щука?

а) обижала жителей пруда и не давала им жить; б) укусила человека за палец;

в) разрушила плотину.

4. Л. Глибов говорит о судьях, что это народ:

а) хитрый и умный;

б) справедливый и вежливый;

в) хороший и плохой.

5. Лисица в суде была представлена как:

а) свидетель; б) секретарь; в) стряпчий.

6. В чем была суть первого приговора, который вынесли судьи по делу Щуки?

а) подвергнуть заключению на один год; б) сварить из нее похлебку; в) повесить на вербе.

7. Какое предложение подала Лисичка судьям относительно наказания Щуки?

а) сжечь живой на костре; б) мгновенно расстрелять; в) бросить в реку.

8. Кто лишний в предложенной цепочке героев произведения: Ослы, Сорока, Кляча, Козлы, Щука?

а) Ослы; б) Сорока; в) Кляча.

9. Кого из героев произведения Л. Глибова «Щука» касается пословица: «Не то у Кузьмы на уме»?

а) Щуки; б) Лисицы; в) Козла.

10. В каком году Л. Глибов написал басню «Щука»? а) 1856; б) 1847; в) 1858.

11. Лисица называет в басне Щуку:

а) негодяйкой; б) разбойницей; в) пройдохой.

12. Какая мысль о правде высказывается в произведении?

а) «Правда и в огне не горит, и в воде не тонет»;

б) «Как не мудрствуй, а правды нигде дети»;

в) «Добрые вести не лежат на месте».

«Муха и Пчела».

1. Как Л. Глибов называет Муху?

а) дармоедкой; б) лентяйкой; в) легкомысленной.

2. Для чего Муха «мелькнула в садок»? Чтобы:

а) спрятаться от жгучего солнца и отдохнуть в холодке;

б) собрать мед с ароматных цветов;

в) посмотреть на цветы и услышать голосок кукушки.

3. О чем думала Муха, примостившись на настурции?

а) о красивой жизни на воле; б) о красоте и обворожительности летнего сада; в) о собственной мудрости и трудолюбии.

4. Какое художественное средство использовал Л. Глибов в строке: «Ветерок тихонечко качает»?

а) эпитет; б) сравнение; в) метафору.

5. Как Муха назвала Пчелу в своем обращении к ней? а) матушкой; б) душенькой;

в) трудягой.

6. Что предложила Муха Пчеле, встретившись с ней? а) отдохнуть; б) свою помощь; в) послушать птичек.

7. Какая, по словам Мухи, долюшка у Пчелы? а) несчастная; б) счастливая; в) плохая.

8. Что было для Мухи сложным? а) с утра до вечера работать; б) присматривать собственных грудных детей; в) искать пищу для себя.

9. Пчела обидела Муху, сказав ей, что она: а) ленивая и беззаботная; б) садится на кушанья, из-за чего ее гоняют; в) не имеет привлекательного вида.

10. С кем сравнивается Муха? а) с королевной; б) с хозяйкой; в) с госпожой.

11. В каких мероприятиях Муха «не принимала участия»? а) в крестинах; б) в свадьбе; в) в банкете.

12. События произведения «Муха и Пчела» происходят: а) летом; б) весной; в) осенью.

Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.