Цель: совершенствовать навыки анализа модернистского текста через составление цитатных планов-характеристик; раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с новой темой, переводя в социально значащее содержание; развивать умение выбирать из текста главное, аргументируя свою мысль примерами и цитатами; достичь личностного овладения содержанием произведения; оказывать содействие развитию умения общаться между собой; помочь ученикам осознать ценность общей деятельности.
Оборудование: портрет Вильяма Голдинга; схемы «История «Общества детей» на необитаемом острове» и «Этапы моральной деградации персонажей».
Тип урока: усвоение новых знаний. Ученики должны знать: главных героев, основные события, их последовательность и связь в произведении. Ученики должны уметь: выделять в произведении эпизоды и описания, важные для его дальнейшего анализа и интерпретации.
- Смотрите. Все это могло случиться с вами.
- Вильям Голдинг.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя. Вы уже прочитали роман Вильяма Голдинга «Властелин мух». Знаете о том, что мальчики, которые в результате аварии оказались на безлюдном острове, были из аристократических семей. Проблемный вопрос: может ли аристократическое воспитание спасти человека от озверения?
II. Актуализация знаний (ответ на вопросы с обязательной мотивацией).
• Какое впечатление оказала на тебя книга? Что особого в ней запомнилось и почему?
• Какие проблемы поднимает писатель в произведении?
• Какие из этих проблем, по твоему мнению, нужно обсудить в классе?
• Возникали ли у тебя сокровенные мысли, которыми ты хочешь поделиться с друзьями?
• С чтением и анализом какого эпизода ты хотел бы выступить на уроке?
• Что ты оцениваешь не так, как автор?
• Какие вопросы возникли у тебя в процессе чтения?
• Какие высказывания автора или его героев тебе понравились?
ІІІ. Объявление темы и цели урока. Слово учителя.
Назовите качества, которые представляют моральную основу настоящего человека и качества, которые не совместны с образом человека.
Работа в группах.
Ученики заполняют таблицу «Положительные и отрицательные качества человека». От каждой группы один представитель объясняет выбор команды.
Слово учителя.
Мне очень приятно слышать, что вы хорошо знаете толк в понятиях добра и зла. Но главное не знать, а ежедневно жить по этим понятиям. Мальчики, о которых пишет Вильям Голдинг, также знали, что хорошо, а что плохо. Но, попав в сложные обстоятельства, становятся непримиримыми врагами. Джек стремится физически уничтожить Ральфа. Экзотические плоды служат причиной желудочные расстройств. Охота на дикую свинью превращается в охоту на человека. Дети, изображенные Голдингом, вырождаются в дикое племя, возглавляемое фанатичным предводителем. Итак, они направляются в обратном направлении: от цивилизации до полнейшего одичания.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
Составление опорных схем «История «общества детей» на необитаемом острове» и «Этапы моральной деградации персонажей» после выяснения вопросов:
- • Как дети попали на остров?
- • Почему предводителем выбрали именно Ральфа?
- • Почему Джек сам себя предложил на роль предводителя? Найти это место в тексте и прокомментировать его.
- • Какие предметы и почему символизируют в романе-притче демократическое устройство жизни, а какие — организацию племени? Почему? Проследите их функционирование в сюжете.
- • Как писатель показал последовательное одичание охотников Джека?
- • Как возник первый открытый конфликт между Джеком и Ральфом? Что было главнейшим для каждого из предводителей?
- • У кого первого и почему возникла мысль разрисовать лицо?
- • При каких обстоятельствах и по чьей вине погибли дети на острове?
- • На кого и зачем охотятся охотники Джека? Обязательно ли надо было на острове «убивать, чтобы выжить»?
Материал к опорным схемам.
Герои романа сначала стараются выстроить на острове справедливое и умное общество со всеми цивилизованными и демократическими законами. Но примитивные условия существования, голод и злоключения не сплачивают детей, а пробуждают зверские естественные инстинкты, приглушенные в них цивилизацией. Воспитанные, просвещенные английские дети под влиянием обстоятельств становятся жестокими, безжалостными; их возбуждает вид крови, и они способны убивать своих товарищей.
Схема 1. История «общества детей» на необитаемом острове.
- Сначала
- Форма правления.
- Буржуазная демократия
- Потом
- Две мысли, две позиции, две философии; тоталитарное правление самозванного вождя.
- Сначала
- Форма объединения.
- Цивилизованная община (большие, маленькие, главные, не главные) — члены общины Племени.
- Кто дети?
- Члены общины
- Потом
- Дикие звери
- Потери
- Саймон, Роха
Схема 2. Этапы моральной деградации персонажей.
Юные джентльмены.
І этап. Полнейшее равнодушие к существованию и гибели себе подобного (черта стаи) Во время пожара исчезает малыш с родимым пятном.
ІІ этап. Отказ от сознательной организации работы ради реальной пользы Шалаши от ненастья строят лишь Ральф и Саймон.
Цивилизованные дети, превратившись в разрисованных дикарей, устраивают жертвоприношение свиному черепу, нацепленному на палку, охотятся друг на друга. В мальчиках просыпается садизм, первоначальные инстинкты...
События на острове, где разыгрывается трагедия растоптанной человечности, по Голдингу - схема человеческой истории, которая неизменно повторяется. История цивилизации будто прокручивается писателем в обратном направлении: от современности до далеких истоков. Мальчики становятся не друзьями, а преследователями и преследуемыми. Огонь не объединяет детей, а разжигает вражду. Охота на дикого кабана превращается в охоту на человека.
Роман построен так, что очень четко и последовательно прослеживает постепенный переход от цивилизованного человека к дикому существу. Этот переход заметный уже в том эпизоде, когда во время пожара бесследно исчезает малыш с родимым пятном на лице, и почти никто из компании мальчиков не обратил на это внимания. В человеческой среде срабатывает закон стаи - равнодушие к существованию и гибели себе подобного.
В следующем эпизоде изображен отказ от организованной работы для общего блага - построения шалашей, которые также свидетельствует о нарушении в цивилизованном обществе основных жизненных установок.
Постепенно дети теряют наилучшие человеческие качества: общительность, милосердие, сочувствие, здравый смысл.
V. Интерактивное упражнение. Работа над характеристиками главных героев.
Класс объединяется в четыре творческих группы, в каждой из которых выбирается спикер. На протяжении 3 минут работают над полученной задачей. Потом трижды обмениваются ими, благодаря чему ученики обрабатывают все задачи.
Задача. С помощью цитат охарактеризовать образы главных героев, доказав соответствующее утверждение.
Группа М 1. Саймон.
«Саймон - любимый герой Голдинга, антипод Рохи».
Группа М 2. Роха.
«Роха - интеллектуал-прагматик, воплощение в произведении здравого толка».
Группа М 3. Ральф.
«Ральф - типичный благополучный подросток, который самим своим присутствием создает атмосферу «цивилизованности».
Группа № 4. Джек.
«Джек - порождение серой массы» Защита характеристик главных героев.
VI. Итоги урока.