x x
menu

Урок на тему: История «Общества детей» на необитаемом острове («Властелин мух» Вильяма Голдинга)

Цель:  совершенствовать навыки анализа модернистского текста через составление цитатных планов-характеристик; раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с новой темой, переводя в социально значащее содержание; развивать умение выбирать из текста главное, аргументируя свою мысль примерами и цитатами; достичь личностного овладения содержанием произведения; оказывать содействие развитию умения общаться между собой; помочь ученикам осознать ценность общей деятельности.

Оборудование: портрет Вильяма Голдинга; схемы «История «Общества детей» на необитаемом острове» и «Этапы моральной деградации персонажей».

Тип урока:  усвоение новых знаний. Ученики должны знать: главных героев, основные события, их последовательность и связь в произведении. Ученики должны уметь: выделять в произведении эпизоды и описания, важные для его дальнейшего анализа и интерпретации.

  • Смотрите. Все это могло случиться с вами.
  • Вильям Голдинг.

Ход урока.

I.          Организационный момент.

Слово учителя. Вы уже прочитали роман Вильяма Голдинга «Властелин мух». Знаете о том, что мальчики, которые в результате аварии оказались на безлюдном острове, были из аристократических семей. Проблемный вопрос: может ли аристократическое воспитание спасти человека от озверения?

II.        Актуализация знаний (ответ на вопросы с обязательной мотивацией).

•          Какое впечатление оказала на тебя книга? Что особого в ней запомнилось и почему?

•          Какие проблемы поднимает писатель в произведении?

•          Какие из этих проблем, по твоему мнению, нужно обсудить в классе?

•          Возникали ли у тебя сокровенные мысли, которыми ты хочешь поделиться с друзьями?

•          С чтением и анализом какого эпизода ты хотел бы выступить на уроке?

•          Что ты оцениваешь не так, как автор?

•          Какие вопросы возникли у тебя в процессе чтения?

•          Какие высказывания автора или его героев тебе понравились?

ІІІ. Объявление темы и цели урока. Слово учителя.

Назовите качества, которые представляют моральную основу настоящего человека и качества, которые не совместны с образом человека.

Работа в группах.

Ученики заполняют таблицу «Положительные и отрицательные качества человека». От каждой группы один представитель объясняет выбор команды.

Слово учителя.

Мне очень приятно слышать, что вы хорошо знаете толк в понятиях добра и зла. Но главное не знать, а ежедневно жить по этим понятиям. Мальчики, о которых пишет Вильям Голдинг, также знали, что хорошо, а что плохо. Но, попав в сложные обстоятельства, становятся непримиримыми врагами. Джек стремится физически уничтожить Ральфа. Экзотические плоды служат причиной желудочные расстройств. Охота на дикую свинью превращается в охоту на человека. Дети, изображенные Голдингом, вырождаются в дикое племя, возглавляемое фанатичным предводителем. Итак, они направляются в обратном направлении: от цивилизации до полнейшего одичания.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Составление опорных схем «История «общества детей» на необитаемом острове» и «Этапы моральной деградации персонажей» после выяснения вопросов:

  • •          Как дети попали на остров?
  • •          Почему предводителем выбрали именно Ральфа?
  • •          Почему Джек сам себя предложил на роль предводителя? Найти это место в тексте и прокомментировать его.
  • •          Какие предметы и почему символизируют в романе-притче демократическое устройство жизни, а какие — организацию племени? Почему? Проследите их функционирование в сюжете.
  • •          Как писатель показал последовательное одичание охотников Джека?
  • •          Как возник первый открытый конфликт между Джеком и Ральфом? Что было главнейшим для каждого из предводителей?
  • •          У кого первого и почему возникла мысль разрисовать лицо?
  • •          При каких обстоятельствах и по чьей вине погибли дети на острове?
  • •          На кого и зачем охотятся охотники Джека? Обязательно ли надо было на острове «убивать, чтобы выжить»?

Материал к опорным схемам.

Герои романа сначала стараются выстроить на острове справедливое и умное общество со всеми цивилизованными и демократическими законами. Но примитивные условия существования, голод и злоключения не сплачивают детей, а пробуждают зверские естественные инстинкты, приглушенные в них цивилизацией. Воспитанные, просвещенные английские дети под влиянием обстоятельств становятся жестокими, безжалостными; их возбуждает вид крови, и они способны убивать своих товарищей.

Схема 1. История «общества детей» на необитаемом острове.

  • Сначала                                                      
  • Форма правления.
  • Буржуазная демократия
  • Потом
  • Две мысли, две позиции, две философии; тоталитарное правление самозванного вождя.
  • Сначала                                                      
  • Форма объединения.
  • Цивилизованная община (большие, маленькие, главные, не главные) — члены общины Племени.
  • Кто дети?
  • Члены общины                                       
  • Потом
  • Дикие звери
  • Потери
  • Саймон, Роха

Схема 2. Этапы моральной деградации персонажей.

Юные джентльмены.

І этап. Полнейшее равнодушие к существованию и гибели себе подобного (черта стаи)     Во время  пожара исчезает малыш с родимым пятном.

ІІ этап. Отказ от сознательной организации работы ради реальной пользы   Шалаши от ненастья строят лишь Ральф и Саймон.

Цивилизованные дети, превратившись в разрисованных дикарей, устраивают жертвоприношение свиному черепу, нацепленному на палку, охотятся друг на друга. В мальчиках просыпается садизм, первоначальные инстинкты...

События на острове, где разыгрывается трагедия растоптанной человечности, по Голдингу - схема человеческой истории, которая неизменно повторяется. История цивилизации будто прокручивается писателем в обратном направлении: от современности до далеких истоков. Мальчики становятся не друзьями, а преследователями и преследуемыми. Огонь не объединяет детей, а разжигает вражду. Охота на дикого кабана превращается в охоту на человека.

Роман построен так, что очень четко и последовательно прослеживает постепенный переход от цивилизованного человека к дикому существу. Этот переход заметный уже в том эпизоде, когда во время пожара бесследно исчезает малыш с родимым пятном на лице, и почти никто из компании мальчиков не обратил на это внимания. В человеческой среде срабатывает закон стаи - равнодушие к существованию и гибели себе подобного.

В следующем эпизоде изображен отказ от организованной работы для общего блага - построения шалашей, которые также свидетельствует о нарушении в цивилизованном обществе основных жизненных установок.

Постепенно дети теряют наилучшие человеческие качества: общительность, милосердие, сочувствие, здравый смысл.

V.        Интерактивное упражнение. Работа над характеристиками главных героев.

Класс объединяется в четыре творческих группы, в каждой из которых выбирается спикер. На протяжении 3 минут работают над полученной задачей. Потом трижды обмениваются ими, благодаря чему ученики обрабатывают все задачи.

Задача. С помощью цитат охарактеризовать образы главных героев, доказав соответствующее утверждение.

Группа М 1. Саймон.

«Саймон - любимый герой Голдинга, антипод Рохи».

Группа М 2. Роха.

«Роха - интеллектуал-прагматик, воплощение в произведении здравого толка».

Группа М 3. Ральф.

«Ральф - типичный благополучный подросток, который самим своим присутствием создает атмосферу «цивилизованности».

Группа № 4. Джек.

«Джек - порождение серой массы» Защита характеристик главных героев.

VI.       Итоги урока.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать