Цель: ознакомить учеников с талантливым украинским поэтом; учить выразительно и вдумчиво читать стихи из цикла «Чудомир»; прокомментировать образное видение мира, явлений природы в них; объяснять объединение в произведениях мысленного, фантастического и реального; высказывать собственное видение тропы, радуги, дым, молнии, кринички,; развивать наблюдательность, логичность в мышлении, внимание, культуру связной речи; умение грамотно высказывать собственную мысль, отстаивать свою точку зрения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать восприятие красоты и силы художественного слова; чувство уважения, уважения к поэтическому творчеству И. Калинца.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И. Калинца, библиотечка его поэтических произведений, ученические рисунки к циклу «Чудомир»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что необходимо для того, чтобы стать настоящим поэтом?

• Из-за чего некоторые украинские писатели вынуждены были покинуть родной край и жить за его пределами?

• Назовите известные вам художественные средства. Какая роль отводится художественным средствам в поэтических произведениях?

• Наблюдали ли вы за явлениями природы? Почему они возникают?

• Почему большинство произведений художественной литературы связаны с устным народным творчеством?

III. Проверка домашней задачи.

1. Обзор-Конкурс ученических рисунков, подготовленных к поэтическому циклу И. Калинца «Чудомир».

2. Чтение поэтических произведений наизусть из указанного цикла писателя.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Основное содержание урока.

Мучился, но не раскаивался - и рад от того, что остался человеком.

Поэзия помогает выстоять... И. Калинец.

Поэзия - это всегда неповторимость. Л. Костенко.

3. Особенности поэтического мастерства И. Калинца.

Поэзия Калинца не совсем обычная для нас. Временами ты не найдешь здесь ни рифм, ни четкого ритма, как в тех стихах, которые учат в школе. Да и пишет будто о будничных вещах. Но веет от них не буднями, а праздником. В обычном мы открываем необыкновенную, удивительную красоту. Поэтому неслучайно называет автор первый раздел «Чудомир». Здесь встречаемся мы с ветром и дождем, громом и радугой, криничкой и дымом, которые живут так, как и мы с вами: радуются, пустуют, ссорятся.

4. Общая характеристика цикла поэзий И. Калинца «Чудомир».

Вон девочка Звонка (дочь писателя) повела тропинку на высокую гору, чтобы глянуть оттуда, какой он - «весь мир». А «мир красный – голова кружится». Так как в нем и шаловливый ветер, и туча с маленькими тучками на плечах, и криничка и ее мудрая подземная мать, и камень, который «сердце мягкое имеет и маленькую девочку любит...».

Цветистой, как радуга, глубокой, как колодец, и щедрой, как весенний дождь, становится жизнь человека среди природы, в согласии с ней, в мире, в любви.

5. Обработка произведений (на выбор) из поэтического цикла И. Калинца «Чудомир».

5.1. «Тропинка».

5.1.1. Выразительное чтение поэзии.

5.1.2. Тема: изображение тропинки, которая странствует с лирическим героем волшебным миром природы.

5.1.3. Идея: прославление красоты окружающей среды, любви к природе, умению ценить и понимать все живое вокруг себя.

5.1.4. Основная мысль: «мир красный – голова кружится»; только тот воспринимает волшебный мир природы, кто умеет его ощущать, любить, воспринимать, как живое существо; тропинка - начальный путь маленького ребенка для познания Чудомира.

5.1.5. Обсуждение содержания поэзии с вопросами:

• Чем отличается тропинка от дороги?

• Почему тропинка в произведении изображена как живое существо? С помощью какого художественного средства это удалось И. Калинцу? (Метафора).

• Какой изображена тропинка в начале произведения? (С ней ведут себя, как с маленьким ребенком) А в конце поэзии?

• Что происходит на тропе во время ее путешествия?

• Почему мир назван в поэзии красным? (Красный > красота).

• Что свидетельствует о подвижности тропы? Как об этом сказано в произведении?

• Если бы глянуть «с горы на весь мир», что можно было бы увидеть?

• Чему учит лирическая героиня произведения тропинку? Чем это объяснить?

• Что вас поразило в этой поэзии?

5.1.6. Художественные особенности произведения:

• метафоры: «тропинка выросла, бежит, перескакивает, уклоняется, топчет»; «голова кружится»;

• эпитет: «мир красный», «тропинка извилистая»;

• риторические оклики: «...ого, как ты выросла!», «на весь мир!».

5.1.7. Дополнительный материал.

Загадки:

  • От дома до дома идет, а в дом не заходит. (Тропа).
  • Такая я большая,
  • Что конца не имею,
  • Лежу себе тихо,
  • Никого не занимаю,
  • Только добрые люди
  • И день, и ночь топчут грудь.
  • (Дорога).
  • Тянется нить,
  • А в клубок не смотаешь.
  • (Дорога).

Стоит верба среди села, Распустила перо в каждый двор. (Дорога).

Идет из села к селу, А с места не сдвинется. (Дорога).

Лежит Гася, Простерлась, Как устанет - К небу достанет. (Дорога).

5.2. «Молния».

5.2.1. Выразительное чтение произведения.

5.2.2. Тема: изображение молнии - «королевы тьмы», которая все время старается любоваться собственной красотой.

5.2.3. Идея: прославление красоты как необходимость удовлетворения покоя героини.

5.2.4. Основная мысль: красота должна быть не только внешняя, а и внутренняя, душевная.

5.2.5. Обсуждение содержания стиха с вопросами:

• Что вам известно о молнии как явлении природы?

• Чем эта поэзия напоминает нам сказку? Посудите, какую именно?

• Как понять высказывание: «Красота спасет мир»?

• Какой мы представляем королеву тьмы?

• В чем опасность молнии?

• Почему, на ваш взгляд, зеркало на вопрос о красоте королевы отвечало ей «впопыхах»?

• Смогла ли увидеть собственную красоту королева тьмы без молнии? Почему? Ответ обоснуйте.

• Как люди относились к молнии в давние времена? (Считали, что это наказание Божье).

5.2.6. Художественные особенности произведения:

• метафора: «королева взблеснет светом», «скажет зеркало»;

• эпитет: «писаная красавица»;

• риторические вопросы: «Кто на свете красивее?».

5.2.7. Дополнительный материал.

1) Загадки:

Ой полем, за горами золотая нагайка вьется. (Молния).

Два брата родные:

Одного все видят, но не слышат,

Второго всякий слышит, но не видит.

(Гром и молния).

Каким есть, таким покажет и без слов обо всем расскажет. (Зеркало).

Белое, как снег, Кто посмотрит - Видно всех. (Зеркало).

2) Пословица:

«Молния сверкнет - и камень треснет».

5.3. «Радуга».

5.3.1. Выразительное чтение стиха.

5.3.2. Тема: изображение радуги - украинской девушки, которая своей красотой и обворожительностью захватила князенка подсолнечника.