Цель: рассмотреть жанровые особенности произведения, продолжить характеристику образов, учить элементам компаративного анализа; развивать умение размышлять о большом мире природы и людей в нем, осознание заботы о мире природы и родных людях как непременной черте гуманного поведения; повторить сведения о природе родного края.
Тип урока: формирование умений, навыков;
Оборудование: тексты, Красная книга Украины, сборник загадок.
Ход урока
I. Проверка домашней задачи
Определение победителя конкурса «Лингвистический», представление рисунков к произведению.
II. Объявление темы, цели, задача урока
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Вопрос для беседы.
- Что можно добавить к характеристике дяди Шпичака? Имеет ли он хотя бы одну положительную черту?
- Зачитайте описание внешности дяди Шпичака. О каком отношении автора к герою можно сказать? Подтвердите свои размышления ссылкам на текст.
- ВСпомните, как разные люди (работники заповедника, охотники) относились к лосю. Сопоставьте их поступки с поступком Шпичака. Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете, что руководило действиями мальчиков и их дяди? Дайте оценку их поступкам.
- Как характеризуют Шпичака его последние мысли и переживания? Ответ аргументируйте строками из произведения.
2. Сравнение рассказ «Лось» с произведениями зарубежной литературы.
- Какие произведения о мире животных читали на уроках зарубежной литературы?
- Сравните эти произведения с помощью таблицы (таблица на доске, ученики работают в тетрадях).
Е. Гуцало «лось»
|
Р. Киплинг «Маугли»
|
Э. Сетон-томпсон «Лобо»
|
Тема: Человек и мир природы |
|
|
Роль человека: друг - враг |
|
|
Черты человека: жестокий, коварный...; милосердный, добрый... |
|
|
Черты животных: беззащитное, смирной... |
|
|
3. Жанр и язык произведения.
- Назовите признаки рассказа как жанра литературы.
- Докажите, что «Лось» - рассказ.
- Подберите синонимы к словам читать, смирный, понять, неспеша.
- Найдите в тексте эпитеты, сравнения.
- Объясните значение слов, выражений: предоставить ход, гнедой, накипь.
4. Животный мир Черкасщины.
- Интересно, а кто скажет, живут ли лоси в лесах Черкасщины? Какие еще животных там есть?
- Какие природоохранные территории есть на Черкасщине?
- Чем отличается заповедник от заказника?
- Приведите примеры известных вам памяток природы Черкасщины?
- Какие правила поведения необходимо выполнять в природе?
- Какие природоохранные мероприятия осуществляют ученики вашего класса, школы? Отгадайте загадки. Кто из этих животных не живет в лесах? (Дополнение)
IV. Итоги урока
- С какой целью Е. Гуцало написал рассказ «Лось»?
- Чему оно нас учит?
- Назовите важнейшие черты гуманного человека?
- Считаете ли вы себя гуманным человеком?
V. Домашняя задача
- Конкурс «Я - писатель».
- Продумать, как могли развиваться события дальше. Написать продолжение рассказа.
Дополнение
Красноватую шубку имеет, По деревьям все прыгает, Как ожерелье глаза. Кто это? Можете угадать? (Белка) |
Зверек маленький, Зимой беленький., Летом серенький. По полю прыг, прыг. (Заец) |
Летом наедается, Зимой высыпается. (Медведь) |
Животные рогатое, Еще и рогов много. Кто это? (Лось, олень) |
В рубашке каменной Ходит всю жизнь одной -Кто это? (Черепаха) |
Пришла она с длинным
веником
На беседу с петухом.
Схватила петуха на обед
Да и замела метлой след.
(Лисица)
|
На дереве играется, В гору поднимается, Кривляется, цепляется, На хвостике качается. И носит название эта малютка Веселая... (Обезьяна) |
Очень толстые ноги имею. Едва их переставляю. Сам высокий я на рост, Вместо рта у меня хвост. (Слон) |
Это кому зимой снится, Что созрели уже земляника. Дикие яблочки, грушки, и черники, и грибки? Улегся удобно на бочок В кровати из листвы... (Ежик) |
Устное описание животных по собственным наблюдениям в художественном стиле
Цель: углубить знание учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать любовь и бережливое отношение к природе.
Оборудование выставка литературы, рисунки и фото собак, любимые игрушки детей, индивидуальные карточки, словари.
Хорошо видит только сердце:
главнейшего глазам не видно.
А. де Сент-Экзюпери
Ход урока
I. Этап ориентации
1. Метод предвидения «Кто это?».
Косматый врач
Живя рядом с человеком, этот «врач» положительно влияет на его здоровье. Владелец животных меньше болеет. Исследования подтверждают, что общение с четвероногим другом особенно полезно людям с заболеваниями сердца, нервной системы. В некоторых странах появились клиники, где этих животных специально держат для того, чтобы они радовали больных своим присутствием.
2. Репродуктивная беседа.
- Кто же эти животные?
- Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
- Назвать известные вам стили и типы речи.
- Что характерно для каждого из типов речи?
Один ученик возле доски, другие в тетрадях составляют алгоритм.
Описание
(общее впечатление,
отдельные признаки, детали)
Рассказ
(начало действия, его развитие
и завершение)
Раздумье
(мысль, которая приходит,
доказательства, вывод)
- Над каким типом речи будем работать?
- Что называется описанием? Зачем мы им пользуемся?
ІІ. Этап определения цели
1. Учредительная беседа.
Окончание сочинения: 1
2 3