x x
menu

Урок Евгений Гуцало «Лось»

Цель:          рассмотреть жанровые особенности произведения, продолжить характеристику образов, учить элементам компаративного анализа; развивать умение размышлять о большом мире природы и людей в нем, осознание заботы о мире природы и родных людях как непременной черте гуманного поведения; повторить сведения о природе родного края.

Тип урока:      формирование умений, навыков;

Оборудование: тексты, Красная книга Украины, сборник загадок.

Ход урока

I. Проверка домашней задачи

Определение победителя конкурса «Лингвистический», представление рисунков к произведению.

II. Объявление темы, цели, задача урока

III.            Восприятие и усвоение учебного материала

1. Вопрос для беседы.

  • Что можно добавить к характеристике дяди Шпичака? Имеет ли он хотя бы одну положительную черту?
  • Зачитайте описание внешности дяди Шпичака. О каком отношении автора к герою можно сказать? Подтвердите свои размышления ссылкам на текст.
  • ВСпомните, как разные люди (работники заповедника, охотники) относились к лосю. Сопоставьте их поступки с поступком Шпичака. Какой вывод можно сделать?
  • Как вы думаете, что руководило действиями мальчиков и их дяди? Дайте оценку их поступкам.
  • Как характеризуют Шпичака его последние мысли и переживания? Ответ аргументируйте строками из произведения.

 

2. Сравнение рассказ «Лось» с произведениями зарубежной литературы.

  • Какие произведения о мире животных читали на уроках зарубежной литературы?
  • Сравните эти произведения с помощью таблицы (таблица на доске, ученики работают в тетрадях).

 

Е. Гуцало «лось»

Р. Киплинг «Маугли»

Э. Сетон-томпсон «Лобо»

Тема: Человек и мир природы    
Роль человека: друг - враг    
Черты человека: жестокий, коварный...; милосердный, добрый...    
Черты животных: беззащитное, смирной...    

3. Жанр и язык произведения.

  • Назовите признаки рассказа как жанра литературы.
  • Докажите, что «Лось» - рассказ.
  • Подберите синонимы к словам читать, смирный, понять, неспеша.
  • Найдите в тексте эпитеты, сравнения.
  • Объясните значение слов, выражений: предоставить ход, гнедой, накипь.

4. Животный мир Черкасщины.

  • Интересно, а кто скажет, живут ли лоси в лесах Черкасщины? Какие еще животных там есть?
  • Какие природоохранные территории есть на Черкасщине?
  • Чем отличается заповедник от заказника?
  • Приведите примеры известных вам памяток природы Черкасщины?
  • Какие правила поведения необходимо выполнять в природе?
  • Какие природоохранные мероприятия осуществляют ученики вашего класса, школы? Отгадайте загадки. Кто из этих животных не живет в лесах? (Дополнение)

IV. Итоги урока

  • С какой целью Е. Гуцало написал рассказ «Лось»?
  • Чему оно нас учит?
  • Назовите важнейшие черты гуманного человека?
  • Считаете ли вы себя гуманным человеком?

 

V. Домашняя задача

  • Конкурс «Я - писатель».
  • Продумать, как могли развиваться события дальше. Написать продолжение рассказа.

Дополнение

 

Красноватую шубку имеет, По деревьям все прыгает, Как ожерелье глаза. Кто это? Можете угадать? (Белка) Зверек маленький, Зимой беленький., Летом серенький. По полю прыг, прыг. (Заец) Летом наедается, Зимой высыпается. (Медведь)
Животные рогатое, Еще и рогов много. Кто это? (Лось, олень) В рубашке каменной Ходит всю жизнь одной -Кто это? (Черепаха) Пришла она с длинным

веником

На беседу с петухом.

Схватила петуха на обед

Да и замела метлой след.

(Лисица)

На дереве играется, В гору поднимается, Кривляется, цепляется, На хвостике качается. И носит название эта малютка Веселая... (Обезьяна) Очень толстые ноги имею. Едва их переставляю. Сам высокий я на рост, Вместо рта у меня хвост. (Слон) Это кому зимой снится, Что созрели уже земляника. Дикие яблочки, грушки, и черники, и грибки? Улегся удобно на бочок В кровати из листвы... (Ежик)

 

 

 

 

Устное описание животных по собственным наблюдениям в художественном стиле

Цель:          углубить знание учеников об описании как типе речи, научить составлять связные высказывания с элементами описания животных, обогатить словарный запас пятиклассников; развивать наглядно-образное мышление, внимание; оказывать содействие повышению культуры речи; воспитывать любовь и бережливое отношение к природе.

Оборудование выставка литературы, рисунки и фото собак, любимые игрушки детей, индивидуальные карточки, словари.

Хорошо видит только сердце:

главнейшего глазам не видно.

А. де Сент-Экзюпери

Ход урока

I. Этап ориентации

1. Метод предвидения «Кто это?».

Косматый врач

Живя рядом с человеком, этот «врач» положительно влияет на его здоровье. Владелец животных меньше болеет. Исследования подтверждают, что общение с четвероногим другом особенно полезно людям с заболеваниями сердца, нервной системы. В некоторых странах появились клиники, где этих животных специально держат для того, чтобы они радовали больных своим присутствием.

2. Репродуктивная беседа.

  • Кто же эти животные?
  • Почему именно о собаке мы будем вести сегодня беседу?
  • Назвать известные вам стили и типы речи.
  • Что характерно для каждого из типов речи?

Один ученик возле доски, другие в тетрадях составляют алгоритм.

 

 

 

Описание

(общее впечатление,

отдельные признаки, детали)

 

Рассказ

(начало действия, его развитие

и завершение)

 

Раздумье

(мысль, которая приходит,

доказательства, вывод)

 

  • Над каким типом речи будем работать?
  • Что называется описанием? Зачем мы им пользуемся?

ІІ. Этап определения цели

1. Учредительная беседа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать