x x
menu

Урок – Беседа по содержанию стихотворения «Крестьянские дети»

Учитель. Можете ли вы ответить на вопрос, который стоит перед стихотворением: почему отрывок из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» помещен в учебнике после рассказа Железникова?

Дети. — Потому что эти два произведения похожи: они рассказывают о маленьких детях, которые выполняют ответственную работу.

В них герои похожи тем, что выполняют важную работу.

Мальчики хоть и маленькие, но отцы поручают им ответственную работу.

Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение вслух и поговорим о его героях.

2. Чтение стихотворения с его анализом

Учитель. От чьего имени написано стихотворение? Ученица. От имени автора: «Я из лесу вышел», «гляжу».

Учитель. Прочитайте начало стихотворения: о чем оно? Дети. — О зиме.

— О зимней поре.

Учитель. Мы уже с вами говорили о роли пейзажа в художественных произведениях. Давайте найдем слова, описывающие зимнюю пору, и подумаем, случайно ли Некрасовым дан образ природы. Какая здесь зима?

Дети. — «Студеная».

— «Сильный мороз».

— Автор показывает суровую зиму, чтобы сказать, что и

В такую пору крестьянские ребятишки не сидят дома, а по

Могают взрослым.

Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает героя.

(Дети читают следующие шесть строчек и отвечают на вопросы:

Как вы себе представили эту картину? А главного героя?

Во что он был одет? Почему ему было все велико?

А почему автор его называет так странно: «мужичок», а не «мальчик», например?

А как вы поняли реплику автора: «а сам с ноготок»?

Почему автор употребляет такие слова: «И, шествуя важно, в спокойствии чинном...»?

Почему герой вел себя так важно? Чем он гордился?

А работа, которую выполнял мальчик, была легкая? Из чего вы сделали вывод?)

Учитель. А теперь прочитаем разговор автора с маленьким героем.

(Ребята прочитывают текст до конца и отвечают на следующие вопросы:

Как автор обращается к нему? А как герой ему отвечает?

Как вы думаете, обиделся ли автор на грубые ответы мальчика? Почему?

А как бы вы объяснили и важность и невежливость героя в разговоре с автором?

Как автор относится к своему герою? Выберите из «Словаря отношений» подходящие определения: снисходительно, насмешливо, уважительно, презрительно, с жалостью, ласково. А в тексте найдите доказательства авторского отношения к мальчику.

За что уважает великий русский поэт крестьянского мальчика?)

Учитель. В стихотворении Некрасов рассказывает об одном крестьянском мальчике. А почему же в названии слово употреблено во множественном числе: «дети»? Какой смысл вкладывает поэт в это название?

Дети. — Наверное, автор хотел рассказать, что жизнь всех крестьянских детей была такая же, как у этого мальчика.

— И что все дети крестьян с малых лет приучаются к

Тяжелому труду.

— И выполняют его наравне со взрослыми.

Учитель. А теперь найдите в тексте строчки, в которых

поэт Некрасов словами героя объясняет необходимость мальчику с ранних лет заниматься тяжелым крестьянским трудом.

(Учащиеся читают:

«Семьято большая, да два человека Всего мужиковто: отец мой да я...»)

Учитель. А теперь попробуйте придумать другое название стихотворения, в котором бы отражалась главная его мысль. Можете озаглавить своими словами или взятыми из текста.

(Ребята придумывают:

«Встреча с мальчиком».

«Маленький труженик».

«Помощник отца».

«Маленький помощник».

«Маленький крестьянин».

«Мужичок с ноготок».)

Учитель. А какое из этих заглавий вам больше нравится?

Дети. «Мужичок с ноготок».

Учитель. А ведь именно так и назван отрывок во многих других книгах по чтению прошлых изданий. Называя мальчика «мужичком», автор подчеркивает, что именно из таких детей и вырастают настоящие мужчины.

3. Чтение стихотворения по ролям

Учитель. А теперь подумайте, как лучше прочитать этот текст: одному человеку или нескольким? Почему?

Ученик. Я думаю, что текст лучше прочитать по ролям, потому что здесь есть диалог.

Учитель. Давайте попробуем. Сейчас вы разделитесь на группы по три человека и подготовьте чтение текста по ролям: выделите слова автора, подберите интонацию для исполнителей, попробуйте войти в их образы.

(Учащиеся самостоятельно готовятся в группах, а затем читают текст по ролям. Проводится коллективное обсуждение и оценка исполнения.)

Домашнее задание. Подготовиться к инсценированию стихотворения.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать