1. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня мы будем читать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт говорит о своей няне Арине Родионовне.
Арина Родионовна — крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал ее своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далекое и глухое село Михайловское. Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжелое для поэта время.
(Учитель прикрепляет к доске репродукцию картины.)
На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который чтото читает своему другу.
Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Об этом он потом напишет:
«Но я плоды моих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей».
В долгие темные зимние вечера эта добрая и мудрая крестьянка скрашивала одиночество поэта: пела народные песни, рассказывала сказки (а их она знала очень много!). Речь няни была выразительна, богата пословицами, поговорками, присказками да прибаутками. Александр Сергеевич не только слушал няню, но и записывал за ней, а потом это народное творчество использовал в своих литературных произведениях.
Пушкин очень ценил любовь няни, ей он посвятил стихи, писал о ней с большой нежностью: называл голубкой, подружкой.
О днях, проведенных в ссылке вместе с доброй няней, Пушкин и написал свое стихотворение «Зимний вечер».
Прослушайте, я его сейчас прочитаю.
2. Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
3. Беседа после чтения
Учитель. Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? Почему?
(Дети обмениваются своими мнениями.)
4. Чтение текста стихотворения с анализом
Учитель. А теперь прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину.
(Ребята сначала работают самостоятельно, затем идет повторное чтение текста с обсуждением.)
1я часть
Учитель. Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?
Ученица. Мгла — это непрозрачный воздух от тумана, снежной пыли или сумерек.
Учитель. А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю?
(Дети находят:
Со зверем:
«То, как Зверь, она завоет...»; с ребенком:
«То заплачет, как Дитя...»:
с путником:
«То, как Путник запоздалый, К нам в окошко застучит».)
Учитель. А как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами?
Дети. Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера.
Учитель. Верно, и сегодня вы познакомились с еще одним «секретом» литературных произведений, когда авторы с чемлибо сравнивают людей, явления природы, какиенибудь предметы. В литературе такой прием называется Сравнением. Их мы будем находить и в других текстах в дальнейшей работе на уроках литературного чтения.
А теперь посмотрите, нет ли еще в этой части стихотворения других авторских «секретов», с помощью которых автор рисует образ зимней бури.
Дети. — Здесь есть «рисующие» слова:
«Буря Мглою небо кроет...»,
это значит, буря закрыла все небо так, что кругом темно, ничего не видно.
— «Вихри снежные крутя...», за окном ветер, который поднимает снег, несет и кружит его по земле и в воздухе, образуя снежные вихри.
— «...По кровле обветшалой Вдруг Соломой зашумит...»,
ветер поднимает со старой крыши солому, которой покрыта крестьянская избушка, и срывает ее.
— А еще автор рисует бурю с помощью Звукописи. В Тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, Его порывы и завывание, похожие на рев зверя:
[р] — «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
[с], [з], [ч], [ш] — «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
гласные звуки [а], [о], [у], передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т. д.
Учитель. А теперь давайте подумаем вот о чем: почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?
Вспомните, что мы говорили о роли пейзажа в художественных произведениях, когда читали стихи Берестова, стихотворения Белозерова «Пельмени» и Некрасова «Крестьянские дети».
Дети. — Образ природы помогает автору передать свое настроение или героя.
Пейзаж не только передает, но и усиливает эти чувства.
Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения.
Учитель. Давайте прочитаем текст дальше и посмотрим, так ли это.
2я часть Учитель. О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? Дети. О няне.
Учитель. Как автор называет няню? Найдите эти слова в тексте.
Дети. — «Моя старушка».
— «Мой друг».
Учитель. Какое настроение у автора? Найдите подходящие слова в «Словаре настроений». А какими словами в тексте автор передает это настроение?
Дети. — «Ветхая лачужка».
«Печальна и темна».
«Бури завываньем».
«Утомлена».
«Дремлешь».
(С помощью «Словаря настроений» и текста стихотворения ребята приходят к выводу о тяжелом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.
Дети, читая эти строчки, отмечают созвучие чувств поэта с описанием в первой строфе стихотворения тоскливого пейзажа, унылой и безрадостной картины зимней вечерней природы.)
3я часть Учитель. Найдите в тексте слова, где автор говорит о своем настроении в этой части. Дети. — «Бедной юности моей».
«Выпьем С горя».
«Сердцу Будет веселей».
(Ребята приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.)
Учитель. А теперь прочитайте, как поэт обращается здесь к няне.
Ученик. «Добрая подружка».
Учитель. Найдите в тексте, с какой просьбой обращается поэт к няне.
Дети. — «Выпьем, добрая подружка».
— «Спой мне песню».
Учитель. А зачем автор просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?
Дети. Чтобы поднять, улучшить настроение: «Сердцу будет веселей».
4я часть
Учитель. А теперь прочитаем последнюю часть и проследим, изменилось ли настроение поэта в конце стихотворения или осталось прежним.
Прочитайте самостоятельно и посмотрите, чем интересна эта часть по построению.
(Ребята находят, что в этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идет первое четверостишие второй строфы.)
Учитель. А теперь подумаем вместе, случайно ли поэт так построил последнюю строфу. А для этого сравним первую часть с последней: одинаковые они по настроению?
Дети. — Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.
Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.
Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: теплые, задушевные, нежные, ласковые.
5. Обобщающая беседа
Учитель. А теперь скажите, для чего автор написал это стихотворение: чтобы описать картину природы в зимнюю вечернюю пору или с другой целью?
Дети. — Чтобы рассказать о своих чувствах.
Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.
Здесь картина природы дана автором тоже для раскрытия его чувств.
Учитель. Вспомните, как мы называли стихотворения о чувствах человека? Дети. Лирическими.
6. Слушание пьесы П. И. Чайковского «Январь. У камелька»
Учитель. А теперь, чтобы создать в классе лирическую атмосферу перед чтением этого стихотворения, я хочу вам предложить послушать небольшой отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Называется музыкальная пьеса «У камелька».
Камелёк — это небольшой камин, очаг для обогревания. Представим себе холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонек и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька.
Прослушав музыку, вы поймете, как авторы разными средствами могут рассказать о своих чувствах и настроениях: поэты — словами, а композиторы — музыкальными звуками.
Страницы:
1 2