Цель: показать, что настоящий человек и патриот сумел сохранить у себя человеческое достоинство в испытаниях; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение давать оценку событиям и фактам.

Оборудование: портрет писателя, видеоматериал (кадры художественного фильма «Судьба человека» с С. Бондарчуком в главной роли).

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.  Использование приема «Да - нет».

  1. Герой рассказа Шолохова до войны жил счастливо и безбедно, потому что занимал хорошую должность и был обеспеченным человеком.
  2. На второй день войны, получив повестку в военкомат, он сразу отправился на фронт.
  3. Отправляясь на фронт, солдат проводил семью в эвакуацию.
  4. Город, еще они жили, был оккупирован фашистами.
  5. Войну герой начал по своей гражданской специальности - шофером.
  6. Он часто писал домой письма, еще рассказывал о скорой победе и своих подвигах.
  7. Три года герой провоевал без единой царапины.
  8. Он попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го года.
  9. Герой рассказывал в войне как о чем-то необыкновенном.

2.  Вопросы на внимание и оценку ситуации.

Как зовут главного героя рассказа? Где и когда мы впервые услышали его имя? Почему он сразу не представился собеседнику? Почему в своем рассказе о военных событиях он подробно передает даже диалоги? (Этим подчеркивается подлинный драматизм событий).

3.  Проверка домашнего задания (выписки в таблицу).

Опасные ситуации                    Умение сохранить у себя человеческое

Два ранения В письмах с фронта: «Все в порядке!» («На то ты мужчина и солдат, чтобы все снести»)
Срочный рейс со снарядами под бомбежкой «Сам на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прилипала» «Я должен проскочить, и баста!»
Взрыв, контузия, окружение. Встреча с фашистскими автоматчиками. Забрали сапоги «Снял портянки, протягиваю ему»
Колонна пленных, не мог быстро идти «Наши подхватили меня на лету, за-толкали в середину и с полчаса вели под руки»
В храме взаперти Встреча с доктором, который помогал раненым

Опасные ситуации

Умение сохранить у себя человеческое

Подслушанный разговор о задуман-ном предательстве взводного Убийство предателя
Побег травля «Били за то, что ты — русский…не так взглянешь, не так ступишь…»

Учитель. Воевал ли Андрей Соколов на переднем фронте войны? Принимал ли он участие в особо опасных операциях?

Можно ли сказать, что его положение на войне было легким?

4. Сопоставление текста рассказа с кадрами фильма: удачно ли сняты эти эпизоды, можно ли сразу узнать героя и события?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Чтение фрагмента рассказа от «В начале сентября...» до «Однако поделили без обиды».

2. Продолжение работы над таблицей

Лагерь Б-14 «Вот 142 человек нашего эшелона через 2 месяца осталось нас 57» «Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометр за глаза хватит»
Вызов к коменданту «И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату»
«Я же голодный, как Волк, отвык от челове-ческой пищи» «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!»
Ожидание расстрела «За свою погибель и избавление от мучений я выпью»; «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и от голода пропадаю, но давится их подачей не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили»; «Всем поровну»

Учитель. Даже, если бы больше не было в военной жизни Андрея Соколова никаких событий, можно ли, глядя на эти эпизоды, назвать его патриотом, настоящим человеком?.. Можно ли сказать, что герой - лишь тот, кто на переднем крае, на виде во всех, в выдающемся, известном сражении совершает подвиг?..

III. Чтение молча с подготовкой пересказа эпизода.

І вариант.

От слов «Возил я на “Опель-Адмирале”» до «Прошу меня зачислить в стрелковую часть».

II вариант.

От слов «На третьей неделе получил письмо» до «Значит, я два года с мертвецами разговаривал?»

III вариант.

От слов «Но месяца через три и мне блеснула радость» до «И будто во мне все оборвалось».

IV. Подведение итогов
урока
(с использованием
приема
«Свободный
микрофон»).

  • Почему мы научили на уроке?
  • Что узнали нового?
  • Что поразило, удивило в рассказе?

V. Домашнее задание.

Дочитать  рассказ  до   конца;

а)    при помощи которых Андрей Соколов описывает Ванюшу;

б)    Какие определяют принятие решение Соколова;

в)    Какие показывают, что Андрею стало легче на душе.