x x
menu

Украинский модернизм в творчестве Вороного

М.Вороной чувствовал, что украинский модернизм своим происхождениям обязан мировой философской мысли, а самообогащение происходит за счет лучших образцов немецких философов-идеалистов. В начале XX века имя Ф.Ницше господствовало в журнале «Украинская хата», хотя к этой фигуре по-разному относились  писатели. Но все признавали одно: ницшеанские взгляды связаны с творением новой культуры, где проблема свободы индивидуальности превратилась в постулат, где свобода в конечном результате определялась не целью, а средством освобождения.

Конец ХІХ - начало ХХ века отразились у М.Вороного рождением нового культурно-психологического типа миропонимания. М.Вороной уточняет этот тип поведения для себя пессимистическим аспектом: появлением меланхолии, мистического мироощущение, переживаниями о конце света, иллюзией, склонностью к галлюцинациям, попыткой самоубийства, безрезультатными поисками Бога. Источник этой «эстетики страдания» находим у П.Верлена - французского поэта конца ХІХ века. Как человек высокообразованный, М.Вороний прочитал много французских поэтов, начиная от старо-французского эпоса и заканчивая лучшими образцами французского символизма: «Более всего французский символизм (главное - Верлен) отразились очень выразительно на характере моего творчества».

Поэт усваивал французскую культуру стихотворения, пытался внести ее манеру, поэтическое своеобразие в поэзию нашего языка.

Понимание П.Верлена шло постепенно и подсознательно. Известный призыв французского символиста «Музыка превыше всего!» М.Вороной не воспринимал буквально (когда музыкальным пространствам предоставляется принципиальное преимущество). Но, поскольку П.Верлен «не допускал теоретизирования», то понять увлечение П.Верленом можно только через синтез музыки, в которой господствуют импрессионистические мелодии стихотворения, где главное место занимает пейзаж души; зрение, без которого невозможно представление цветных оттенков; настроение, которое изменяется от меланхоличного к оптимистично-восклицательного; ощущение, которое базируется на интуитивном восприятии действительности; живописи, которая помогает добрать краски, - все это рождает в психолого-философском мировоззрении поэта особенное состояние, без которого невозможна Поэзия.

Эта точка зрения была близка единомышленнику М.Вороного В.Щурату. Он утверждал, что благодаря П.Верлену «все настроения были тонки, деликатны, прозрачны» и нужно, чтобы они «творили фон», а поэзия французских поэтов-декадентов Ш. Бодлера и П.Верлена является передовой и «отличается необычной силой слова и пластики».

Философское, несознательное, непознанное ощущение поэзии является главным принципом развития свито мышления творчества М.Вороного, которое не было прямым и однозначным, ровным и однотипным, то есть таким, которое точно укладывается в конкретный стереотип. Неповторимость и разноцветность, сложность и беспокойность, то с оптимистичным ощущением, то с пессимистическим ожиданием конца света; радостный, иногда обогащенный жизнью взгляд на людей; тяга к горению, поиску, деянию, - все это прослеживаем и в его циклах, и в его общественном мировоззрении. Этот последний признак отличал М.Вороного от П.Верлена. Меланхоличный характер произведений - главный признак поэзии П.Верлена; его состояние души, его мировосприятие тяготеют к этому мотиву в творчестве. Последователь Ш. Бодлера, он позаимствовал из его наследия тяжелое, досадное настроение, которое передавалось словом «ennui», которое на французском языке означает и тоску, и скуку, и совокупность неприятностей и недоразумений.

Верленовский тезис «Музыка превыше всего!» стал громким призывом поколения конца века, существенно обновил поэзию, сделал ее мелодичной и многозначительной. Музыкальность в творчестве П.Верлена - следствие негармоничного единства внешнего и внутреннего настроения поэзии, которое в общем звуковом потоке оказывается ярко и выразительно. Это состояние невозможно разложить, четко классифицировать на более или менее сложные элементы.

Здесь должен быть, и может помочь только сильное зрительное ощущение действительности; а П.Верлен действительно писал, что сильнее всего у него было развитое зрение, которое все фиксировало, постоянно искало новые формы, цвета, тени. Поэзия у П.Верлена - одна из категорий Красоты, она воплощает в себе идеал и красоту, которая также является яркой звездой в творчестве М.Вороного. П.Верлен познал мир в его целостности. Художник работал в конце ХІХ века, а это был сложный и до сих пор малоисследованный период искусства, где столкнулись наиболее противоположные идеи и мысли, когда каждый художник стремился обнаружить личное виденье мира. Рождалась новая эстетика со своими необычными канонами, требованиями, критериями. Писатели пересматривали традиции ХІХ века и отказывались от реалистичных мотивов в искусстве. Наибольшее внимание уделяли интуиции, чувствам, человеческой личности. Ж. Ренар писал: «Реализм, идеализм - все это туман, сквозь который слепой ищет истину». Основа эстетики этой поры - понимание единства мира, который являет собой синтез объективной реальности и субъективности восприятия. С другой стороны, при творении настоящего ритма души, появляется бунт против общепринятых ценностей в искусстве.

Следовательно, М.Вороной был раздвоенной личностью, конфликтность его вселенной выражалась в социальной непримиримости; несогласии с окружением, в неурядицах с семьей; но наибольшие сложности у поэта были в отношениях с самим собой. Как следствие, психологический портрет поэта на удивление неоднозначно и категорически совмещает два противоположных лица: с одной стороны, внешняя ориентация достигает от раннего увлечения теорией народовольцев до социал-утопических политических убеждений, которые превратились в обожание М. Драгоманова; и с другой стороны, внутренняя содержательность развивается не так логично и целостно: появление в его жизни (но влияние) И.Франко - это событие уже после многочисленных переоценок собственных наблюдений и своего гражданского кредо. И.Франко увлек поэта не только как «гигант» с помощью его «могучей силы» М.Вороной овладел собой и понял свой внутренний сложный мир, свою причастность к национальной культуре, эстетике, психологии.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать