Цель: продолжить знакомить учеников с украинскими народными сказками, учить детей определять главную мысль произведения, определять средства, которыми в произведении достигается эта цель; формировать умение читать в лицах, правильно интонировать язык действующих лиц; воспитывать способность выходить из затруднительного положения и побеждать; углублять чувство любви и уважения к родителям.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Мудрая девушка» из серии «В мире сказок»; сборник украинских народных сказок.
тип урока: урок-путешествие.
Мудрость - лучшее богатство. Народная пословица
Ход урока
I. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников
Сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас осуществить путешествие в мир сказки.
А какой сказки, вы узнаете, когда соедините стрелочками буквы и прочитаете ее название.
Подумайте, о чем может идти речь в сказке с таким названием. (Дети знают содержание сказки, поэтому легко выполняют задачу.)
О девочке, которая была умная, сообразительная, очень любила своего отца и помогала ему. Она была из бедной семьи, но мудрости имела больше, чем ее дядя богатый и господин.
- - Соответствует ли эпиграф нашему уроку. (Да, соответствует.)
- -Почему? Объясните. (Так как не богатство красит человека, а его мудрость.) На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о сказке,
раскроем прекрасные черты характера, которые присущи нам, украинцам. А если их не хватает у нас, то мы их позаимствуем у Маруси - главной героини нашей сказки.
Итак, вы должны:
- углубить знание о сказке, ее особенностях;
- уметь выразительно читать сказку в лицах;
- любить отца, маму, своих родных.
II. Повторение изученного
Для того чтобы отворились нам двери в сказку, нужно дать ответ на вопрос.
- 1. Что называется сказкой? (Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях)
- 2. Какое строение имеет сказка? (Зачин, основная часть и концовка.)
- 3. На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, фантастических, или волшебных, и бытовые.)
- 4. А к какому виду принадлежат сказки о «О правде и несправедливости» и «Мудрая девушка»? (К бытовым сказкам.)
III. Работа со сказкой «Мудрая девушка»
1. Словарная работа.
Чтобы вам в сказке все было понятно, мы познакомимся с отдельными словами и составим с ними словосочетания.
а) Кто скажет, что называется словосочетанием? (Два или несколько слов,
связанные между собой по смыслу и грамматически.)
б) Где мы получаем знание о словосочетании? (На уроках родного языка.)
А сейчас прочитайте «пирамидки» слов на доске и объедините их правильно и по смыслу и грамматически:
хорт прыткий
нива колосистая
ларек высокий
прясть быстро, мастерски
локоть закрученный
полотно белое
гребенка деревянная
светлица просторная
днище деревянное
гринджолы быстрые
2. Беседа.
- Назовите действующих лиц сказки.
- Кто главный герой сказки?
- Где происходят события?
3. Анализ содержания сказки, выборочное чтение,
- Почему возник спор между двумя братьями? Как они решили его разрешить?
- Прочитайте, почему господин загадал братьям загадку? Зачитайте ее.
- Как эту загадку отгадал богатый брат? Прочитайте загадку, которую предложила Маруся.
- Почему господин рассердился, когда узнал, что его загадку отгадала дочь бедняка.
- Сколько еще загадок отгадала девочка? Прочитайте текст, где речь идет о второй и третьей загадке.
- Во время чтения какого эпизода вы волновались, а где улыбались?
- Какими строками сказки можно подписать иллюстрации? (Работа с иллюстрациями.)
4. Чтение диалогов в лицах.
Дети в парах готовят выразительное чтение одного из диалогов. Задача (на карточках):
- выбрать нужен тон;
- уметь убеждать, сочувствовать, захватываться, приходить в негодование;
- воссоздать в диалогах и поведении характер своих персонажей;
- роль жестов, мимики
5. Характеристика действующих лиц. На доске записаны слова.
Маруся Отец Господин |
Брат
|
добрая, смелая, |
добрый, честный |
ленивый, нерассудительный оз- |
алчный, |
сообразительная, усмотрение- |
работящий, бояз-
|
само- |
скупой, глупый, |
находчивая,
|
ливый, любящий |
любивый |
льстивый |
трудолюбивая, |
|
|
|
мудрая, |
|
|
|
умная |
|
|
|
Ученики называют их черты характера, записывают слова в соответствующие колонки.
- Каким проявил себя господин в соревнованиях с Марусей на сообразительность? О чем это говорит?
- Как бы вы еще назвали Марусю, кроме мудрая?
6. Дети, вам была задача записать две пословицы об уме и мудрости.
Зачитайте их.
- Мудрым не уродился, а научился.
- Перед умом и сила уступает.
- Ум за деньги не купишь.
- Ума не одолжишь.
- Глаз видит далеко, а ум еще дальше.
- Мудрость - большое богатство.
7. Какими известными вам пословицами можно охарактеризовать основную мысль сказки? (Не богатство красит человека, а ум.)
IV. Итог и обобщение изученного
- 1. Кому симпатизирует народ в сказке? Над кем незлобно смеется или и откровенно насмехается?
- 2. Как вы думаете, что одобряется, а что осуждается?
- 3. Кем была Маруся для отца? Какие отношения властвовали между ними? Из чего это видно?
- 4. Почему отец обращается за помощью не к уважаемым, опытным людям, а к своей юной дочурке?
- 5. А или с вами совещаются родители? Готовы ли вы помочь им в затруднительной ситуации?
- 6. Какие черты характера вы позаимствуете у Маруси?
- 7. Изменится ли ваше поведение после прочтения сказки?
- 8. Чему учит нас сказка «Мудрая девушка»?
- 9. Какие черты характера традиционно присущи украинцам, особенно украиночкам?
V. Мотивация оценок
VI. Задача домой
Прочитать сказку «О жар-птице и волке». Нарисовать иллюстрации к сказке, придумать подписи (задачи индивидуальные).