x x
menu

Учимся писать сочинение на уроке зарубежной литературы

Первый вопрос, с которого начинается каждая творческая работа: "А какое по объему должно быть сочинение?". Ответ "Чтобы раскрыть тему" ученикам говорит все и вместе с тем ничего. Наблюдения свидетельствуют, что с годами объем письменных работ школьников постепенно уменьшается. Поэтому ответ педагога должен быть четким: "Полстраницы вступление (почему я взялся именно за эту тему), полстраницы вывод-обобщение (что я старался доказать), а можно ли основной частью на полстраницы раскрыть тему?". Кроме того, объем творческой работы тесно связан с ее жанром: сочинение-миниатюра может занимать полстраницы, а сочинение-размышление нуждается в нескольких страницах. По обыкновению педагог сам определяет жанр письменной работы  учеников (сочинение-размышление, сочинение-миниатюра, сочинение-отклик и т.п.).

Однако ученик имеет право знать, какие жанры можно использовать для реализации замысла. Поэтому желательно, чтобы эта информация была "под рукой" ученика при написании произведения (Дополнение: "Жанры письменных работ"). Также важно подчеркнуть ученикам о необходимости соблюдения требований жанра (сочинение-письмо начинается с приветствия и соответственно завершается словами прощания, его автор должен "выдержать до конца избранную роль" (письмо автору от читателя, от его современника, от "свидетеля событий", одного из персонажей произведения и т.п.). Статья в газету требует обезличенной формы рассказа и должна быть написана в публицистическом стиле и т.п.).

Умение писать сочинение - это умение доказательно, логически и образно письменно высказывать свои мысли. Некоторые ученики считают, что другие умеют писать произведения, а у них такого таланта нет. Логика требует определенной последовательности в изложении мыслей. Важно объяснить ученикам, что такое логика рассказа: сочинение может развиваться от фактов к обобщениям и наоборот. Сочинение может начинаться с вывода, а может им завершиться. "Настроение произведения" может быть нарастающим (усиливаться от простейших к самым важным примерам), а может плавно нисходить от главных к малозначимым аргументам, которые также подтверждают сказанное.

В любом случае необходимо составить четкий план. Составлять план учат учеников с первого класса, однако мало кто из них обращается к этому опыту при написании письменной работы. План - это не только установление определенной последовательности, а и учет характера и качества этого вида деятельности. Учеников необходимо научить этапам работы над сочинением. Поэтому на парте ученика должен быть план-образец работы над сочинением, в котором этап редактирования выделяется жирным шрифтом или цветом (Дополнение: "План работы над сочинением"). Формировать привычки логического изложения мыслей помогают такие виды письменных работ, как пересказ, развернутый конспект, тезисный конспект, план прочитанного. Этим видам работы необходимо тоже учить и практиковать их использование и на уроке, и при подготовке учениками домашнего задания.

Сегодня у учеников стало "популярным" писать сразу "набело" и даже не перечитывать написанное. План - это гарантия не только логики изложения    мыслей, а и глубины раскрытия темы. Нередко ученики говорят, что план "сдерживает" их творчество. Проблема заключается в том, что сам педагог не реализует на практике всех возможностей плана как одной из форм творческой работы (на уроке, с текстом, над биографией писателя и т.п.). План должен отображать глубину понимания проблемы, логику раздумий, последовательность указания главных и второстепенных аргументов. Четко продуманный творческий план - это 30% успеха. Для качественной работы каждого ученика на уроке связной речи важно, чтобы на каждом ученическом столе были подсказки ("Консультант-Руководство для ученика" и "Маленькие хитрости"), ведь во время написания произведения времени для консультирования нет.

Необходимо учить учеников избирать и внимательно прочитывать тему. В формулировании темы произведения всегда есть слово, которое определяет тему (о чем писать), и слово, которое определяет идею (что необходимо доказать). Творческая работа начинается с выбора темы. Внимательное прочтение названия темы - это начало и направление всей работы. Учим определять тему и идею письменной работы на примерах всем известных (традиционных тем): "В жизни всегда есть место подвигу" (тема - подвиг, идея ("всегда") - необходимо показать, что подвиги были, есть и будут);

  • "Герой нашего времени" (тема - героического или особого, идея ("нашего") - кого сегодня можно назвать героем? (какой он?);
  • "В чем заключается настоящая духовность человека в романе Л. Толстсго "Война и мир"?" (тема произведения - война, идея ("настоящая") - духовность по Л.Толстому (как писатель ее понимает);
  • "Средства сатирического изображение лилипутов в повести Д. Свифта" (тема - комическое в произведении ("сатирическое изображение"), идея ("средства") - как автор этого достиг);
  • "Проблема женского счастья в романе Ф. Достоевского" (тема - женское счастье, идея - почему женщина не может быть счастливой ("проблема") и др.

Важное значение для написания учеником интересной и творческой работы имеет формулирование учителем темы письменной работы. Если тема звучит эмоционально, интересно или приводит в удивление школьника, тогда она вызывает раздумья, желание создавать, творчески реагировать на задание. Не хотите, чтобы ученики списывали? Формулируйте тему нетипично, тогда ученики будут учиться высказывать собственную позицию, сравнивать, анализировать, а не списывать готовые произведения. Уместным и интересным как для ученика, так и для учителя будет совет постоянного присутствия "гибкой темы", т.е. касательно разных произведений, которые изучаются в школе. Например, "Человек рождается не для поражения" (к каждому произведению, где есть конфликт человека и человека, человека и общества, человека и природы), "Каждый день, что ты прожил, считай своим трофеем" (один день из жизни персонажа, ученика), "Почему одни после дождя в лужах видят целый мир, а другие - грязную воду?". "Она изменила не только мир, а и людей" (она - женщина, любовь, весна, идея, революция, война...), "Счастье и судьба - соперники или побратимы?", "Какого цвета счастье?", "Душа родной земли в искусстве слова", "Что означает жить с солнцем в сердце?", "За честь, за волю, за народ...", "Не спрячут тучи солнца, не спрячут..." (и о природе, и о вере, и о надежде), "Рощи шумят - любуюсь...", "О чем поет ветер в траве?" и прочие.

Такая тема обязательно должна присутствовать в списке предложенных и "путешествовать" от одного урока связной речи к другому. Интересно проследить динамику взглядов школьников, когда по одной и той же теме пишется сочинение, но уже по другому тексту. Темы необходимо хорошо продумать, ведь только "пропущенная сквозь себя" тема вызывает желание творчества, самовыражения. Также необходимо обратить внимание на "некорректность" формулировки отдельных тем для письменных работ учеников. О чем должны написать ученики и по каким критериям можно оценить содержание его работы, если предложена тема "Мои раздумья о судьбе Екатерины Ивановны в произведении Ф. Достоевского". Ведь "мои раздумья" могут не совпадать с учебником, мнением учителя и оценкой критиков или быть просто отсутствующими и какими должны быть "мои раздумья", чтобы раскрыть тему?

 "Нужны ли донкихоты сегодня?". А тогда, когда писал автор, они требовались? Дон Кихот - персонаж, который живет ценностями другой эпохи, поэтому над ним и смеются рыцарское одеяние ржавое, неприятели надуманы, "любовь" тоже (ведь рыцарю по статусу необходима Прекрасная Дама.  Ученик может дать ответ одним предложением: "ни тогда, ни сегодня такие не нужны", и как оценить его "творчество"?

 Нередко педагог предлагает ученикам написать сочинение-размышление на тему, которая сформулирована однозначно и категорически и других раздумий не предусматривает ("Губительная власть денег в повести Бальзака " Гобсек").  К размышлениям побуждает тема, в которой присутствуют противоречия, неопределенность, проблемность (например, "Хозяин мира или пленник порока?" или "Жертва или палач?" ("Гобсек", "Собор Парижской Богоматери", "Преступление и наказание").

Приведенные примеры еще раз подчеркивают важность внимательного прочтения каждого слова темы, прежде всего самим педагогом. Конспектирование, написание рефератов, аннотаций, составление тезисов - это виды работ, которые оказывают содействие развитию навыков получения и оформления информации (выделение, отбор главного, систематизация...), развития речи, навыков учебной деятельности (необходимых при поступлении (обучении) в высшие и профессионально-технические учебные заведения и для любой профессиональной (общественной) деятельности).

Как свидетельствует практика, значительная часть учеников на протяжении обучения не приобретают навыков работы с учебником, дополнительной литературой.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать