x x
menu

Тютчев – поэт любви. Е. А. Денисьева в его жизни

 Романтический характер носит и любовная лирика Тютчева. Ф. И. Тютчев - поэт возвышенной любви. Его поэзия и в сфере любовной чувствует себя свободной и всесильной только в пределах романтически- возвышенного. Это справедливо даже для тех стихотворений, в  которых изображается любовная физическая страсть. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Сама ситуация отношений двух любящий, но лишенных возможности соединить свои жизни людей драматична. Любовь Денисьевой, страстная и по сути жертвенная, потрясла Тютчева и, по его признанию, спасла от обычных приступов тоски.

Соприкоснувшись с этим  чувством,  он  обрёл  новый эмоциональный опыт и, как всегда, обнаружил его в поэзии  там, где душа обращена вовне - к природе, и там,  где он погружен в душевную глубину собственного переживания. Эти произведения, драматичные по  характеру, реалистичны и точны по психологическому рисунку. Особенно выразительно стихотворение «Она сидела на полу». Интимным стихотворениям Тютчева обычно присущ трагизм и надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. «Е. А. Денисьева внесла в жизнь поэта необычайную глубину, страстность и беззаветность. И в стихах Тютчева вместе с любовью возникло что-то новое, открылась новая глубина, какая-то исступленная на стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на предчувствие смерти». В характере Денисьевой от природы была страсть, порою бешеная, исступленная мучительным раскаянием, «которые, все более и белее подтачивали её жизнь, и довели нас - её до Волкова поля, а меня - до чего-то такого, чему и имени нет ни на каком человеческом языке...» - признавался Тютчев. Е. А. Денисьева умерла от чахотки. До её смерти Тютчев поставил свой диагноз - в стихах:

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

 Высокая патетика, эмоциональный накал, призванные подчеркнуть силу чувства, свойственны  стихотворениям  этого  цикла.  Отличительная  особенность произведений Тютчева - краткость,  ясность,  отчётливость.  Пушкинским традициям - простоте, непосредственности, правдивости чувства - Тютчев следовал всю свою жизнь. Этим проникнуты напевность и мелодичность стиха, звуковая инструментовка. Анафора высоты, образ неба как символ романтически-возвышенного почти обязательны в любовных стихах Тютчева:

  • Я знал её ещё тогда,
  • В те баснословные года,
  • Как перед утренним лучом
  • Первоначальных дней звезда
  • Уж тонет в небе голубом...
  • И всё ещё была она
  • Той свежей прелести полна,
  • Той дорассветной темноте,
  • Когда незрима, неслышна,
  • Роса ложится на цветы...
  • Вся жизнь её тогда была
  • Так совершенна, так цела,
  • Что мнится, и она ушла
  • И скрылась в небе, как звезда.

 Героиня лишена всего чувственного, земного, она «с бликом неба на челе». Атмосфера неба, высоты целиком заполнят это стихотворение о любви. Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Похожа и своей возвышенностью, причастностью к небу, отрешенностью от быта и своим трагизмом, роковым своим характером. Любовь для Тютчева в равной мере и «союз с душой родной», и «роковые их слиянья, и поединок роковой». Любовь для него не только радость (может быть, меньше всего радость), но и борьба, и высокая мука, и безнадёжность. Тютчева-поэта больше всего интересует невидимые проявления любви, а её тайна, её непоказанные глубины: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней - мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет её очей...» Любовь Тютчева во всём подобна стихиям, а у его героини «сердце, жаждущее бурь», у неё «поздние, живые грозы; зной лета». В душе и жизни героя и героини всё определяется не будничным, а «космическими  силами»,  а, следовательно - романтическими масштабами. Когда А. Блок говорил о Тютчеве как о «самой ночной душе русской поэзии», он имел в виду любовную лирику. Ночь для Тютчева - время обнажения правды, время откровения во всём - в том числе и любви:

  • В толпе людей, в нескромном шуме дня
  • Порой мой взор, движенья, чувства, речи
  • Твоей не смеют радоваться встрече
  • Душа моя! О не вини меня!..
  • Смотри, как днём туманисто-бело.
  • Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
  • Наступит ночь - и в чистое стекло
  • Вольёт елей, душистый и янтарный.

 В ночи открывается глубокая и чистая основа любви духовной: в ночных стихах Тютчева любят не столько люди, сколько души. Поэта интересуют не столько невидимые проявления любви, а её тайны. «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в неё - мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет её очей...»

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать