Когда произносят имя Гаврилы Романовича Державина, сразу припоминаются слова 0. С. Пушкина: «Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил». Державин - выдающийся русский поэт XVIII столетия. Ценность его творчества состоит в потому, что его поэтические произведения открыли дорогую для дальнейшего развития русской литературы, в умении емко и язвительно высмеять самодержавие. О. О. Бестужев в известному «Взгляде на старую и новую словесность в России» писал: « Лирик-Философ, он нашел мастерство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну поднимать души, пленить сердца и захватывать порывами чувств, то смелостью высказываний, то блистательностью описаний».

В этом отношении интересная «Ода к Фелиции». В ней Г. Р. Державин с иронией обращается к Екатерине II, хорошо понимая, что просьба его направлено по адресу:

Подай, Фелиция наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волнений И как счастливым на свете бить? «Ода» была написана в 1782 году, поэт в это время жил в Петербурге и не мог не знать об образе жизни Екатерины; таким образом, просить ее давать наставление в том, как укрощать волнение страсти, можно было только в насмешку, как в насмешку можно было совещаться с ней, «как пышно и правды во жить». Понятно, что эти вопросы обращенные не по адресу, но они волновали поэта на протяжении всей его творческой деятельности. В Державина был свой определенный моральный идеал, которого он учил своих читателей, смело включая в поэзию свое личное начало. Рассказ велся, будто от лица носителя чистого ума, но при этом во всей полноте и противоречиях раскрывается образ современника с его увлечениями, недостатками и недостатками.

Высокий идеал, идеал свободного независимого патриота, учителя, писателя - выразителя общественной мысли - таким возникает перед нами Державин. И как не был ограничен в политическом и философском отношении его мировоззрение, он глубоко импонировал современникам и грядущим поколением своим моральным лицом, своим набожным отношением к делу литературы, тем, что умело и не боясь поэт говорил царям истину с улыбкой, и эту улыбку воспринимали и боялись. Этого учились у него следующие поколения писателей. Помнить об этом необходимо!