x x
menu

Три темы сочинений с элементами изложения по сказке «Малыш Цахес»

Гротесковые персонажи в повести Е. Т. А. Гофмана «Малыш Цахес». Немецкий писатель-романтик Эрнест Теодор Амадей Гофман назвал свой цикл о Малыше Цахесе «непритязательным жартом, легко начерканным ради преходящего развлечения». И читатели всего мира «развлекаются», с любопытством читая сказки уже два столетия! Когда начинаешь читать сказки Гофмана, даже и не догадываешься, что столкнешься с ироническим изображением героев. Ирония звучит в авторском языке Гофмана, который подвергает все сомнению, возражению. Одна из острейших красок иронии Гофмана - гротеск. Гротесковые персонажи Гофмана с одного стороны создают обезображенное и ужасное впечатление, с другого - комическое, комедийное. Каждый из персонажей воплощает в себе какое-то частное явление, сгущенное, сконцентрированное у образ.

Одним из главных гротесковых персонажей есть Малыш Цахес - с одного стороны реальный безобразный мальчишка, с другого - фантастическое существо, создание чар феи Розабельверде. Он противно визжит и мяукает. Его визжание делается еще хуже, когда о нем начинают говорить, что он прекрасный и родной. Романтический Гофман прибегает к чрезмерным преувеличениям в образе Цахеса. «Головастик с ножками паука», «замечательный Цинноберик», Цахес олицетворяет всемогущество Золота. Став первым лицом в княжестве Керепес, ее превращается в кумира публики, которая единогласно одобряет Цахеса как поэта и музыканта - «божественный Циннобер!», «гениальный композитор. Не даром имя Цахес стало художественным обобщением, символом.

Вот человек, который стоит во главе княжества Керепес - князь Барсануф, наследник Пафнуциуса Великого. Он считает себя не больше и не меньше, как «отцом отчизны», почему-то ненавидит фей и колдунов и выгоняет их из страны - и вместе с ними сказку, чары, фантазии. Его большие страсти - золотая водка с Даниига. Это он - автор нового ордена Зелено-пятнистого Тигра с двадцатью манговыми пуговицами. Он - олицетворение чиновничьей недальновидности, делает из духовного карлика министра образец для всего государства, не может даже увидеть того министра в реальном карлике. Виновными, что творится вокруг, Барсануф считает окружающих, а не самого себя, и щедро раздает наказания.

Еще один чиновник - напыщенный барон Претекстатус, который, собственно, и подтолкнул фею Розабельверде на ужасное колдовство, которое привело появление культа Цахеса в княжестве. Он был настолько напыщенный, что, как говорит Гофман, он сомневался, «или способны возглавить приют панна, которая не может указать предков хотя бы до тридцать втором колене...» - и приказал феи изменить имя хотя бы на Мальва Благородная. Барон имеет «просвечу», единой радостью от которой есть умение разборчиво писать французскими буквами. Так же напыщенный и профессор Мош Терпин, «генерал-директор естественных дел», который занимается лишь тем, что подвергает цензуре и ревизует солнечные и месячные затемнения и предусматривает погоду. Получая птиц, профессор... жарит их «для опытов». Терпин даже занимается пишет трактат о том, чему вино имеет другой вкус, чем вода. Кто-то из великих сказал, что человечество растается со своим прошлым, когда смеется. Хорошо было бы, если бы прочитав Гофмана, человечество вот так, играясь, улыбаясь от его острот, чудаковатых персонажей, развелось бы  культом личности, низкопоклонством, ползанием, спесью, суеверием,всем, что мешает ему жить.

Государственная власть с точки зрения Э. Т. А. Гофмана.

Обрисованное в повести «Малыш Цахес» небольшое немецкое княжество, где живут реальные люди, и фантастические существа, очень напоминает рай. Страна «окружена горами, покрытая зелеными ароматными луками, украшенная звонкими потоками и веселыми водопадами, и без ни одного города, зато с радушными селами, а иногда и замками». Гофман очарован созданным мысленным княжеством и называет его удивительным прекрасным садом. Князь Деметрій олицетворяет в сказке оскорблений красивого правителя: «Каждый знал, что В стране владычествовал князь Деметрій, но никто не ощущал его власти...» - так изображает его Гофман. Князь Деметрий разрешил жить в своей стране феям, веру в которых его преемник, молодой Пафнутий, считал темной. После смерти отца он начал «владычествовать по-настоящему». И не знает, из чего начать, поэтому и прислушается к своему камердинеру Андреасу, которого делает министром, и «вводит» образование. Первый шаг в «образовании» - это уничтожение чудес в стране, изгнание фей и колдуний, которых объявлено «врагами образования». Андреас есть и автором внедрения тех мероприятий, с помощью которых будет приведено «порядок» в государстве: «Прочь всех фей из страны. Пусть их дворцы очистит полиция, их опасное имущество конфискует, а самых фей, как подзаборников, выгоним прочь на их родину...»

Ради того, чтобы все решительные действию были оправданные, Андреас прибегает к отрицательному пиару: начинает рассказывать об «родине фей» - Джиннистан, какой сам некогда не видел - всякие гадости, будто бы то это «жалкая страна без культуры, образования,

без прививки оспы, собственно, она и совсем не существует». Все господа княжества ослеплены блеском золота из волос в Циннобера настолько, что он довольно быстро делает карьеру. Гофман описывает механизм создания культа личности Цахеса: все наилучшие достижения в музыке, в искусстве составления стихов, в науке приписывают ему.  После того, как Цахеса сброшен, более всего «грустит» ученый Терпин. Он считает себя пропащим человеком, так как потеряет свою должность, и Королевскую милость, и надежду получить... орден! Терпин из тех ученых, для которых наука является источником личного обогащения, а не знаний.

Каким сильным может быть влияние культа, Гофман изображает через описание похороны министра Циннобера. Именно министра, а не крошечки-урода! Звонят звоны, плачут горожане и крестьяне, «что государство утратило свою наилучшую подпору и что, наверное, некогда уже не станет возле руля власти человек такого глубокого ума, такой большой души, такого доброго сердца, перенятого заботой об общем добре, как Циннобер».

Образ Цахеса Циннобера в повести-сказке Е. Т. А. Гофмана «Малыш Цахес»

Немецкий романтик XIX столетие Э. Т. А. Гофман сделал героем своей сказки не сильного, прекрасного, умного ли персонажа, а безобразного и безобразного карлика. От самого начала о главном герое сказки, Цахеса, рассказывает бедно одетая крестьянка Лиза, которая воспринимает малого как наказание:

  • «...Воры украли деньги, дом и овин сгорел, рожь на поле вытоптало градом и, чтобы меру наших страданий наполнить подвергло наказанию нас небо этим маленьким уродом, которогоя привела на мир себе на позор и на усмешку людям...»

Портрет Цахеса довольно гадкий: он похожий на обрубок дерева, с головою, запавшей между плечами, с горбом за спиной, из тоненькими, словно лещиновые палочки, ногами. Он попадается на глаза феи Розабельверде, которая наделяет урода тремя золотыми волосинками, с которыми весь мир будет видеть Цахеса другим - умным и способным красавцем. Тайный блеск золота омрачает ум всем, кто увидит Цахеса. Он быстро достигает высочайших ступеней княжества, начав от тайного экспедитора к министру. Общество будто очаровано безобразным Цахесом, ему приписывают достижение других, за что он получает общую любовь. Ему  предоставят все признаки этой любви: должности, ордены. Для него и только для него будет создан орден Тигра на ленте с двадцатью бриллиантовыми пуговицами. Даже невеста Бальтазара, красавица Кандида, видит в Цахесе волшебного красавца. Успех не помогли Цахесу стать другим - он остается уродом под маской красоты и ума. Фея в разочаровании

  • «Как я ошиблась, думая, что внешнее прекрасное дарование, которой я тебя дававала, проймет благотворным лучом твою душу и возбудит внутренний голос, скажет тебе, что ты не тот, за кого тебя считают, итак старайся уравняться с длиной, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, поднимаешься...»

Узнав о тайне популярности, студенты Бальтазар и Фабиан выдергивают у урода его огненно-блестящее волосы - и все просыпаются. Смерть «министра» Циннобера описана Гофманом как торжественность: доктор Альпанус заботится о том, чтобы после смерти его считали за того за кого считали за жизнь. Даже его мать Лиза, приходит только для тот чтобы получить наследство, а когда Розабельверда отвечает отказом ей в том, хочет сделать из малыша чучело в черном сюртуке с лентой и звездой на груди - на вечное воспоминание. Меркантильная женщины неудовлетворенная тем, чего достиг ее сын - лучше бы она носила его в корзине и люди давали бы ей за это гроши! Речь феи Розабельверде подводит итог:

  • Бедный Цахес! Пасынок природы!...Твой заскорузлый, мертвый дух не МОГ подняться, ты не избавился своей глупости, грубости, невоспитанности... если бы ми остался только маленьким ничтожеством, небольшим, неотесанной невеждой, избег бы позорной смерти!...»

Составляется впечатление, что автор более не насмехается со своего героя, он жалеет, что потерял его, но последняя фраза возвращает все на свои места.

  • «... В самом деле, потеря осталась незаменимой, так как ни когда уже больше не обнаружилось министра, которому бы орден так шел, как незабываемому Цинноберу...»
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать