x x
menu

Трагические истории жизни в романах Шолохова

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии,  сеял хлеб на покупной казачьей  земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и  гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде.  В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники  «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).  Темы ранних рассказов - гражданская война на Дону,  ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали  заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление  «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом  характеризуют рассказы «Нахаленок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926),  «Червоточина» (1926).  В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу  Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать  «Тихий Дон» (1928-1940) - роман, принесший писателю  мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской  войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и  личности в революции. ( «Тихий Дон»).   

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской  жизни (1912-1922); «Поднятая целина» (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни  деревни. ( «Поднятая целина»).  Во время Великой Отечественной войны Шолохов -  военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были  опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки»  и др. Широкую известность приобрел рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-1944 годах начали печататься  главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант - 1969). 

Стремление к эпическому постижению судеб народа-в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в  Отечественной войне определил и сюжетно-композицион-  ный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину». Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой  жизни с изображением коротких солдатских передышек и  внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа. 

Рассказ «Судьба человека» (1956-1957) стал заметным  явлением в литературе («Судьба человека»).  Трагическая  история жизни взята в ее связи с событиями войны -  историческими испытаниями в жизни народа, государства  и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор  отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это  позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа.

Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора - дорога  героя - судьба человека на дорогах войны и т.п.), свободно  чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, утверждение подвига.  После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от  суда народов!» (1950) и другие, в которых он выступает  против идеологов «холодной войны».  Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова,  это прежде всего связь писателя с народом. Книга - дело  «выстраданное», говорил Шолохов на 2-м съезде писателей.

Много раз в его высказываниях повторяется мысль о  том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы  тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного  произведения надо подходить прежде всего с точки зрения  исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на  жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа. 

«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят  для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не  стесняемой возможности служить своим пером трудовому  народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965 г.).  Одна из самых существенных черт таланта Шолохова - его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций - от трагической  безнадежности до веселого смеха.  Вклад писателя в мировое искусство определяется  прежде всего тем, что в его романах впервые в истории  мировой литературы трудовой народ предстает во всем  богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной,  нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в  ряд неумирающих образов мировой литературы. 

В его романах поэтическое наследие русского народа  соединилось с достижениями реалистического романа XIX  и XX веков, им были открыты новые связи между духовным  и материальным, между человеком и окружающим миром.  Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек - общество - природа - выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его  творчества.   

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать