x x
menu

Толстой «Война и мир». Народ и личность в романе, народ и власть в понимании писателя

Цель: помочь ученикам лучше осознать идейно-художественное содержание романа; развивать навыки выделения главных эпизодов, их пересказа и комментирования, умение характеризовать героев, высказывать свои мысли; воспитывать стремление к познанию и самопознанию, лучшие черты характера. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему; портреты Наполеона, Кутузова, фрагменты кинофильмов, иллюстрации к биографиям исторических фигур романа.

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности

Учитель. Он говорил, что на него смотрят «Сорок веков». Он сделал Францию ведущим государством Европы, коренным образом реформировав ее государственное устройство. Его централизованная система управления сохранилась и до наших дней. Наполеон... Одиозная фигура, герой для миллионов людей... Кто он - вершитель исторической судьбы народов или ее орудие? Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в этом, а также выяснить, как к нему относился Л. Толстой и почему.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1.             Выделение основных эпизодов III книги романа, краткий их пересказ и комментирование («сюжетная цепочка»)

(Ожидаемые ответы: Армия Наполеона готовится к походу на Россию -> князь Андрей болезненно переживает измену Наташи -> Наташа болеет из-за душевных потрясений, узнав, что Анатоль уже был женат -> Пьер влюбляется в Наташу -> наступление французов, сдача Смоленска -> смерть старого князя Болконского -> крестьяне бунтуют -> Николай Ростов помогает княжне Марии выехать из имения -> Болконский отказывается служить при штабе Кутузова и едет командовать полком -> Бородинский бой -> Пьер наблюдает за битвой, его раздумья -> встреча с князем Андреем; ранение Болконского -> встреча с раненным Анатолем Курагиным, которому отрезали ногу -> отъезд Ростовых из Москвы -> раненный князь Андрей попадает в их обоз -> увлечение французами Москвы -> сожжение Москвы -> Наташа ухаживает за раненым князем Андреем -> князь просит Евангелие -> Пьер хочет убить Наполеона, бросается в бой с французами, арест Пьера).

2.             Эвристическая беседа

Какие сюжетные линии заканчиваются, а какие продолжаются в этой части романа? (Князя Андрея - он тяжелораненый, обращается к Библии; кульминация развития образа Пьера - плен)

♦             Какая наибольшая батальная сцена показана в этой книге? ( Бородинский бой)

♦             С кем из исторических лиц мы знакомимся ближе? (С Наполеоном и Кутузовым)

♦             Какие эпизоды вас поразили больше всего? Почему? Над чем задумались?

♦             Как изменилась ваша мысль о героях, о самом произведении и его авторе?

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- Толстой считал, что история - это «деятельность всей массы людей, которые принимают участие в этом событии».

Это означает, с одной стороны, определение роли в истории каждой личности, а с другой стороны - возражение претензий отдельной личности руководить историей, быть ее движущей силой: «человек сознательно живет ради себя, но служит неизвестным оружием для достижения исторической, общечеловеческой цели» (Л. Толстой).

Присмотримся ближе к тем людям, которые претендовали на роль вершителей судьбы. В народных героических эпосах защитники Родины всегда опоэтизируются, а ее враги - осуждаются. Не отступил от этой традиции и Л. Толстой. Его герои, в отличие от героев Достоевского, сознательно отказываются от наполеонизма, преодолевают в себе стремление подражать кумиру. Одним из путей развенчания культа Наполеона является показ его бездушности, нечеловечности. Вот почему Толстой жертвует исторической достоверностью и изображает Бонапарта как самовлюбленного, эгоистического авантюриста, преступника.

Наполеон пришел в Россию овеянный славой, уверенный в своей непобедимости. И потерпел поражение. Причину этого писатель усматривает в разном отношении Кутузова и Наполеона к народу, к его роли в истории. Кутузов, по Толстому, имел «народное чувство», понял характер Отечественной войны, увидел решающую роль в ней народа. И в этом проявились его мудрость и прозорливость.

Наполеон же во всех своих поступках, во всей жизни руководствовался стремлением к личной славе и неограниченной власти. Поэтому его величие оказалось обманчивым, а грандиозные планы потерпели крах.

Проблема народа решается в романе многопланово - и с помощью многочисленных образов из народа (например, воплощением народного сознания является образ Платона Каратаєва), и через отдельные эпизоды (купец Ферапонтов уничтожает свой магазин с товарами, крестьяне Карп и Влас отказываются продавать французам сено даже по выгодной цене и сжигают его, жители Москвы оставляют свои дома и имущество; возникает массовое партизанское движение), и через диалоги и раздумья главных героев. В массовых сценах очень часто через полилоги непонятно, кому принадлежат реплики, поэтому все это воспринимается как обобщенный образ народной массы.

2.             Сообщение учеников - «экспертов по истории»  о Наполеоне и Кутузове

3.             Сообщение учеников - «экспертов по литературоведению» об образе Наполеона в мировой литературе

4.             Сообщение учеников об образах Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»

Наполеон Буонапарте (так сначала звучала его итальянская фамилия) родился 15 августа 1769 года в г. Аяччо на острове Корсика. Пройдя обучение в французских военных школах, в 1785 году стал лейтенантом артиллерии. Очень любил математику, читал книги по истории, географии, зачитывался современной и античной литературой. Решающую роль в его карьере сыграла Французская революция 1789 года и события, связанные с ней,- война с Европой, падение монархии и эмиграция офицеров-аристократов. 24-годовой Наполеон, который уже был известным благодаря взятию Тулона, стал бригадным генералом. Через два года в Париже вспыхнул роялистский бунт. Наполеон с городским войском подавил его и получил от Директории чин командующего французской армии, которая воевала в Италии с австрийцами. С блеском маневрируя, наполеоновские войска победили неприятеля, который численно преобладал, и заставили его подписать мирное соглашение.

Поняв по возвращении во Францию, что Директория растеряла всех сторонников, Наполеон решил, что настало его звездное время, и в 1799 году осуществил государственный переворот. Составленная и утвержденная плебисцитом конституция основала новую форму правления - консульство,- при которой правительство возглавили трое консулов. Однако на самом деле вся власть перешла к рукам первого консула – к Бонапарту. Став полноправным диктатором, Наполеон коренным образом изменил государственное устройство страны, а много его нововведений действуют и по сей день. Он создал крепкий централизованный правительственный аппарат, основал национальный банк, провел налоговую реформу, ввел новый гражданский кодекс и новую систему образования.

Когда в 1802 году Наполеон заключил мир с Англией, его популярность в народе стала чрезвычайной. В 1804 г. он провозгласил себя императором, свою жену Жозефину - императрицей, а членов своей семьи - королями Испании, Голландии, Вестфалии, Неаполя. Победа под Аустерлицем позволила Наполеону хозяйничать в Италии и Германии. На европейской арене оставался еще один непобежденный враг - Россия. В 1812 г. Наполеон нападает на нее. Россияне, которые выстояли в Бородинской битве, избрали проверенную тактику и отступили, заманивая врага вглубь страны накануне зимы. Царь Александр не подписал мир и после взятия Москвы. Когда город сгорел, Наполеону ничего не оставалось, как тронуться в обратный путь. Измученная холодом, голодом и набегами партизан, его армия потерпела сокрушительное поражение.

Наполеон был вынужден отречься престола. Но, убежав с Эльбы, прибыл в Париж и без единого выстрела за 20 дней захватил власть. На этот раз против него выступила вся Европа, и Наполеон потерпел поражение под Ватерлоо. Его подвергли заключению на острове Святой Елены, где в 1821 году и подошла к концу жизнь этого выдающегося человека.

Кутузов

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать