x x
menu

Толстой. «Война и мир» – исторический и психологический роман-эпопея

Цель: ознакомить учеников с жанровыми особенностями, историей создания романа, смыслом названия; развивать навыки пересказа прозаического произведения, его комментирования, анализа и оценивания; воспитывать любовь к художественному слову, лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему, фрагменты кинофильма.

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

I.          Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Если бы мне сказали,- сознавался Л. Толстой,- что я смогу написать роман, благодаря которому установлю взгляды на социальные вопросы, которые кажутся мне правильными, то я не посвятил бы этому роману даже двух часов, но если бы мне сказали, что написанное мной будут читать настоящие дети лет через двадцать и будут плакать и будут смеяться над ним, и полюбят жизнь, я посвятил бы ему всю свою жизнь и все свои силы».

Гениальный художник немного ошибся. Его произведением захватываются и через сто лет, и через сто сорок лет; радуются и грустят, размышляют над его проблемами и читатели нынешнего поколения. Попробуем и мы постигнуть секреты долголетия этого величественного творения художника.

II.        Объявление темы и цели урока

III.       Актуализация опорных знаний

Интерактивное упражнение «Карусель»

Ученики объединяются в две группы и образовывают два круга (один внутри другого). Садятся напротив друг друга и пересказывают интересные факты из жизни Л. Толстого. Потом участники внешнего круга пересаживаются на один стул (по часовой стрелке) и обмениваются своими сведениями, и так до завершения круга.

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- «Что такое “Война и мир”? Это не роман, еще меньше повесть, еще меньше историческая хроника»,- отмечал Лев Толстой. Он называл свое произведение просто книгой (как Библию) и сравнивал ее с эпосом Гомера «Илиада». И сегодня исследователи спорят относительно определения жанра, но склоняются к мысли, что это - роман-эпопея - оригинальное жанровое произведение самого писателя.

«Война и мир» является произведением:

а)         историческим: в нем воспроизведены реальные исторические события и закон, изображены образы исторических лиц - Наполеона, Кутузова и др.;

б)         психологическим: воспроизведение психологии, внутренней жизни героев занимает в нем видное место;

в) романом-эпопеей: это широкомасштабное эпическое полотно, в котором, в отличие от большинства других романов, есть очень много героев (около 500), сюжетных линий, охвачен значительный промежуток времени.

«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе XIX ст. книг, которые определяются как роман-эпопея. В основе этого произведения - события большого исторического масштаба - Отечественная война 1812 года, жизнь тогдашнего русского общества во всех его проявлениях.

Воображение читателя просто поражает чрезвычайная сложность и разнообразие проблематики, единство исторических сцен и картин обычаев, трагедийных и лирических мотивов, психологических этюдов и философских комментариев, изображение «движения народов», универсальный взгляд на историю, огромное количество исторических и выдуманных персонажей, необъятное географическое пространство романа, события которого происходят в России, Пруссии, Франции, Австрии, в столице и в провинции, в партизанском лесу и на открытом поле боя. «Мир, возможно, не знал другого художника, в котором вечно-эпическое, гомеровское начало было бы таким же сильным, как у Толстого»,- утверждал известный немецкий писатель XX ст. Томас Манн.

Произведение не имеет традиционной завязки и развязки, тяжело определить, кто из героев главный, а кто - второстепенный. Все это словно воссоздает беспрерывный поток жизни.

Можем также выделить основные планы произведения: военно-исторический, частным образом - семейный и авторско-философский.

2. Сообщение ученика об истории написания романа-эпопеи «Война и мир»

- роман создавался на протяжении 1863-1869 годов, хотя писатель задумал его еще раньше. В 1856 году Л. Толстой был намерен написать о декабристах, которые вернулись из сибирской ссылки. Эти люди сохранили душевную целостность и чистоту, что контрастировало с душевным состоянием большинства россиян - внутренне противоречивым, разнервничавшимся, суматошным. Что именно помогло сохранить тем, кто тридцать лет отбывал каторгу, прочность духа и ясный ум? Толстой обратился к анализу декабрьских событий 1825 года (восстание декабристов) и выявил, что этот год тесно связан со славным победным 1812-м, когда проходила молодость героев, формировались их характеры.

Кроме того, в 1862 году исполнилась 50-я годовщина Отечественной войны с французами, и в России эта дата отмечалась очень широко. Толстой думал о том, что во время этой войны россияне объединились, несмотря на разное социальное положение, стали будто одной большой семьей. Считая, что «любой исторический факт необходимо объяснять по-человечески», он и задумал написать большое эпическое полотно. Писатель выучил множество исторических документов, ездил на места, где происходили боевые действия, во всех деталях исследовал ход Бородинской битвы. Использовал он и все жизненные наблюдения, «кавказский» и «севастопольский» опыт, даже историю своего рода - брак матери и отца, который напоминает взаимоотношения Николая Ростова и Марии Болконской: «Брак ее с моим отцом был устроен родными ее и моего отца. Она богатая, уже не первой молодости сирота, отец же был веселый, блестящий молодой мужчина с именем и связями, но с очень расстроенным (до того расстроенным, что отец даже отказался от наследства) моим дедом Толстым достатком».

Старый граф Ростов во многом напоминает деда Л. Толстого Илью Андреевича, который, выйдя в отставку, зимой жил в Москве, а летом в имении Поляны. В «Воспоминаниях» Лев Николаевич так писал о нем: «Дед мой... был... человеком ограниченным, очень мягким, веселым и не только щедрым, но беспутно расточительным, а главное - доверчивым. В имении его... происходили бесконечные банкеты, театры, балы, обеды, катания, что, особенно при склонности деда играть... не умея играть, и при готовности набирать взаймы всем, кто просил, даже без возвращения, а главное, аферами, которые затевались... кончили тем, что большое имение жены было так запутано в долгах, что не было за что жить».

Дед Толстого со стороны матери (Волконский) был совсем другим. Он стал в 46 лет генералом, со временем вышел в отставку. Его портрет очень напоминает внешность старого князя Болконского, как описал его Л. Толстой.

Некоторые черты Сони напоминают воспитательницу Л. Толстого Татьяну Александровну Ергольскую, «замечательную по моральным качествам женщину», человека «твердого, решительного, энергичного и вместе с тем самоотверженного характера». В семье Ильи Толстого она была далекой родственницей и воспитанницей, глубоко любила Николая Ильича (отца Льва Толстого), но отказалась от брака с ним, не желая помешать ему вступить в брак с богатой княжной Волконской.

3. Слово учителя, эвристическая беседа

- Тема романа-эпопеи Л. Толстого определена в его названии. Это сама жизнь в широчайшем постижении: личности, общества, человечества.

Говорят, что название произведения «подсказал» Толстому Пушкин трагедией «Борис Годунов», в которой монах Пимен размышляет над тем, что должен изображать летописец: рассказывай, без мудрствований лукавых, Все то, чему в жизни ты свидетелем будешь: Войну и мир, владык земных управу, Угодников святые чудеса...

♦          Как бы вы объяснили название произведения Л. Толстого?

На первый взгляд, название «Война и мир» отображает чередование и объединение военных и мирных событий. Но «мир» на русском языке - это не только «состояние без войны», а еще и человеческое сообщество, крестьянское община («миряне», «решать всем миром»), вселенная («весь мир»). Но в любом значении понятия «мир» противостоит насилию и разрушению. Мысль об общечеловеческом единении, братстве во имя противостояния тяжелому времени войны как ужасному, неестественному злу, проходит через все произведение, отображая мировоззрение писателя, основное в котором - «несопротивление злу насилием».

Роман-эпопея Л. Толстого - о месте и роли войны в жизни общества и отдельного человека, о том, что во время войны гибнут люди, гибнет их неповторимый духовный мир, ломаются судьбы их близких, разрушается весь «мир», и это является недопустимым.

4. Пересказ учениками основных эпизодов I книги романа («сюжетная цепочка»)

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать