Цели:

Знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение».

Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация, альбомные листы, цветные карандаши, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

План занятия.

I. Ребята, сегодня праздник «День толерантности». На нашем классном часе мы пого Ворим об истории возникновения этого праздника и узнаем, что такое толерантность.

(Слайд 3)

Эпиграфом к нашему классному часу станут слова Хенрика Ягодзиньского: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими». Как вы понимаете эти слова? (Слайд 4)

II. История праздника.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами — членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. (Слайд 5)

Символ толерантности — радужный флаг. (Слайд 6)

Что же такое толерантность? (Слайд 7). Слово происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть).

А теперь посмотрим значение этого слова в разных языках (Слайд 8, 9, 10):

    В английском языке понятие «толерантность» имеет несколько значений: устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое отклонение.

    Во французском языке «толерантность» — «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».

    В китайском языке «быть толерантным» — «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

    В арабском языке «толерантность» определяется как «снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим».

    В испанском языке оно означает «способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения».

• В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чу Жим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их

Промахам, ошибкам».

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Что же объединяет эти определения?

Что же такое толерантность?

V. А теперь давайте подумаем, что значит быть толерантным (Слайд 11)

Быть толерантным это:

Не стремиться подчинить себе другого.

Изучать другого. Незнание нередко порождает непонимание.

Принимать другого таким, какой он есть.

Акцентировать внимание на объединяющих факторах.

    Чувство юмора. Способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности.

VI. Послушайте сказку (Слайд 12).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущен Ную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла

и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, — сказал волшебник. — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.

Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, — ответил волшебник, — Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

• А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

• Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)

VII. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». (Слайд 13)

А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

VIII. Упражнение «Давайте пофантазируем...» (Слайд 14)

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда и т. д.). Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить? Хорошо или плохо, что мы все разные?

IX. Упражнение. «Нарисуй себя» (Слайд 15)

Все дети получают шаблон. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение.

Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

X. Творческая работа. «Толерантный мир» (Слайд 17)

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. После оформления коллажа-стенгазеты она вывешивается в классе или рекреации.

Итог занятия:

Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что-то новое?

Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

Как вы считаете, наш праздник удался?

Учащиеся читают стихотворение.

    Толерантность. Что это такое? — Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся». Толерантность — это люди света Разных наций, веры и судьбы, Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность — слово для живых!

Ковалева Наталья Николаевна,

Зам. директора по УВР,

Учитель географии ГБОУ СОШ № 509

Московского района Санкт-Петербурга