Теория литературы: Первая половина XX столетия

В конце XIX столетия стали ощутимыми тревожные симптомы мирового развития. В обществе, где, на первый взгляд, властвовал правопорядок, мораль, религия, появились вдруг деструктивные элементы, которые не постигались умом. Жестокая рыночная борьба в промышленности, истребительные империалистические войны, социальные революции и т.п. Предчувствие неминуемых исторических и социальных катаклизмов, которое продолжало пессимистические расположения духа, непринятие новой жестокой морали, где человек терял свою значимость, индивидуальность, веру в будущее, не могли не обозначиться на характере тех проблем, к решению которых обратились философы. В духовной жизни западного общества классическая философия вместе с религией, искусством, наукой начала искать пути преодоления кризисных ситуаций, обнаруживала стремление стать духовной опорой для человека. В связи с этим, на фоне проявления человеческих страстей, на первый план выходят вопросы о роли и место иррационального.

Представители прогрессивной философской мысли (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, К. Ясперс, З. Фрейд и прочие) рассматривают жизненные явления в их побежалости и противоречивости; объектом исследования они избирают современную им человека с ее радостью и ожиданиями, неприятностями и грустью, человека, который ощущал себя придавленной и обезличенной в обществе. В конце XIX столетие прозвучал тезис Фридриха Ницше: «Умерли добрые боги, осталась лишь человек». Она была подхвачена художниками декаданса, которые к тому времени находились в поисках новых форм отображения реальности, искали универсальных формул в искусстве, экспериментировали. Осознание ими того, что именно человек, ее жизнь являются самодовлеющей категорией, особым непревзойденным светом, какой живое по своим законам, оказывало содействие изменению акцентов в художественном произведении.

Писателей, поэтов, художников заинтересовали те психологические и мировоззренческие особенности, которые отличают один человека от другой, выразительно делают ее более привлекательной. Самое искусство освободилось от социальной зависимости, оно не ограничивалось только изображением явлений окружающей жизни - его главными особенностями стали свобода самовыражения художника и поиск им новых форм творчества. В этот переломный период художников (параллельно и философов) более всего волновали такие вопросы, как роль и место личности во Вселенной, общие законы духовной эволюции человечества, моральные факторы, которые будут оказывать содействие будущему развитию цивилизации.

Некоторые писатели, такие как Ж.П. Сартр, А. Камю, роздумавали о сущности бытия, становились философами, объединяя в своем творчестве художественное воображение и основы мышления. Ф. Ницше, закончив обучение на филологическом факультете университета, обратился к философии, а Марсель Пруст, прослушав курс лекций А. Бергсона, посвятил свой талант литературе. В конце XIX столетие среди художников, в частности литераторов, появилось новое, чрезвычайное интересное течение - модернизм, который, утвердился сначала как мода, приобретает свое развитие и охватывает период в истории европейской культуры почти к середине XX столетие.

Модернизм - это осознанно субъективное искусство, ведь главным эстетичным объектом в нем становится сам автор. Характерными особенностями этого эпохального явления есть особое внимание к внутреннему миру личности, предоставление преимущества творческой интуиции, метафорическое построение образа по принципу ассоциативности, свободная форма выражения расположения духа, переживаний автора. В составе модернизма как синтетического творческого метода исследователи отличают четыре отдельные метода, которые действовали сначала самостоятельно - символизм (импрессионизм как его разновидность), экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Они сформировались вследствие постепенного углубления во внутренний мир человека и открытие новых объектов изображения в этом мире.

  • Символизм открыл разногласию, которые существуют между внутренней (духовной) сущностью человека и его внешней сущностью, которая ориентирована, главным образом, на требования социальной реальности.
  • Импрессионизм сосредоточил внимание читателя на едва заметных  струнах человеческой души, на нюансах определенных эмоциональных залогов.
  • Сюрреализм проиллюстрировал необъятность внутреннего мира личности, показал невозможность объяснить с точки зрения логики и ума все то, что в нем происходит. Экспрессионизм констатировал зависимость человека от собственных естественных инстинктов, поездов, которые скрыты в ее подсознании, а также разоблачил зависимость каждого члена общества от тех революционных изменений, которые периодически возникают в этом обществе.
  • Футуризм поставил перед собой цель полнее представить психологический залог своего современника, человека, который живое во время быстрого прогресса в науке и технике. И только вместе все эти методы «дали возможность охватить внутренний мир человека в его сложности и глубине».

Искусство периода модернизма - элитарное, ориентированное на особенно одаренные меньшинства, сложное для восприятия, поскольку каждый писатель или поэт стремился в своих произведениях оригинально раскрыть собственную самобытную индивидуальность.

Профессиональная публикация статей по теории русской литературы



Портретная характеристика персонажей