Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины «Методика преподавания мировой литературы». Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и другими науками. Это подтверждает именно его происхождение: истоки литературоведения достигают седой давности, их найдено в старинных мифах, а первые литературоведческие концепции определились еще в древнегреческой философии (мысли и взгляды Платона, «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля... ). Современные научные работники (Е. Васильев, О. Галич, Р.

Громяк, Ю. Ковалив, Г. Наенко, В. Назарец и др.) исследуют взаимосвязи литературоведения с другими научными дисциплинами: искусствоведением, философией, фольклористикой, психологией, экономикой, теологией, социологией, герменевтикой, этикой, математикой, кибернетикой и др. Новейшее литературоведение имеет уже большой научный задел.

Если брать последнее десятилетие, когда начало формироваться новое образование в Украине, следует назвать такие работы: Литературоведческий словарь-справочник / Р. Т. Громяк, Ю. И. Ковалив и др.

- К. : ВЦ «Академия», 1997; Галич О. , Назарец В.

, Васильев Е. Теория литературы: Учебник / Под науч. ред. О. Галича. - К.

: Лыбедь, 2001; Лексикон общего и сравнительного литературоведения. - Черновцы: Золотые литавры, 2001; Ткаченко А.

О. Искусство слова: Вступление в литературоведение: Учеб. для студ. гуманит. спец.

выс. учеб. зав. - 2-е изд. , испр. и доп. - К.

: ВПЦ «Киев, университет», 2003. Важно отметить работы ученых-методистов по украинской и русской литературам О. Бандуры, Г. Беленького, Н. Волошиной, Е.

Пасечника, М. Снежневской и др. Над проблемой изучения теоретико-литературных понятий на уроках зарубежной литературы в последнее десятилетие работали литературоведы З.

Кирилюк, О. Николенко, В.

Мацапура и прочие, методисты Л. Удовиченко, А.

Витченко, Ю. Глебова и др. Так, в методическом пособии Г. Беленького и М. Снежневской «Изучение теории литературы в средней школе», которое служило учителям в течение двух последних десятилетий, рассматриваются приемы и методы работы учителя в средних и старших классах относительно формирования комплекса умений по теории литературы, которыми должны овладеть ученики согласно требованиям программы по литературе.

Авторы пособия, исходя со структуры самой учебной дисциплины - литературы, а также науки - теории литературы, соотносят изучение определенного круга теоретических понятий с образовательно-воспитательными задачами предмета. В разделе «Общее значение и принципы изучения теории литературы в школе» они отмечают: «Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывает серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, заостряет и развивает критическую мысль, оказывает содействие формированию эстетичных вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития». Основательная работа в помощь учителю «Теория литературы в определениях, схемах и таблицах. 5-11 кл. » была опубликована в научно-методическом журнале «Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины». Один из ее авторов О.

Николенко, утверждая, что овладение учениками теоретико-литературными понятиями - одно из важных звеньев литературного образования, определила общие методические принципы, которыми нужно руководствоваться во время изучения теоретико-литературных понятий, а именно: научности, преемственности, доступности, многозначности, историзма, типологических взаимосвязей, опора на культурологический контекст, соотношение понятий из теории литературы с литературными произведениями, явлениями, наследием художников, произведения которых изучаются. Современное литературоведение определяет три уровня этих понятий: Общие понятия, общие свойства литературы (образность, народности, типичность...). Понятия частичного характера, которые связаны со структурой художественного произведения (тема, идея, проблемы, сюжет, композиция, художественные средства...). Понятия, связанные с закономерностями литературного развития (художественный метод, индивидуальный стиль, литературное направление...). Литературоведческие понятия всех трех уровней предлагаются для изучения ученикам, как среднего, так и старшего звена. Рассмотрим их изучение в такой последовательности: Литературоведческие термины и их место в школьных программах; Введение литературоведческих терминов в календарно-тематические и поурочные планы; Методика осознания литературоведческих терминов; Анализ результатов изучения проблемы. Литературоведческие термины, которыми должны овладеть ученики, определены Программой в рубрике «Теория литературы».

Она очерчивает минимум теоретико-литературных понятий, необходимых ученикам для понимания, анализа и оценки художественного произведения. Определяя содержание рубрики, авторы Программы придерживались принципа соотношения литературных понятий с художественными произведениями и принципа типологических взаимосвязей мировой и родной (украинской) литературы. Поэтому рубрика размещена после аннотации к теме.

Предложенные литературоведческие термины легко находятся и объясняются в художественном тексте, что влияет на глубокое его постижение и понимание. Они определены и с учетом содержания рубрики «Теория литературы» в программах по украинской литературе.