x x
menu

Теория литературы: Какие литературные течения получили свое развитие в XX ст.?

Литература XX ст. поражает своим разнообразием. В конце XIX ст., разочаровываясь во временных идеалах и средствах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели почти полностью отказываются от творческого метода, который получил название критического реализма. К началу XX ст. критический реализм исчерпал свои возможности и пришел в упадок. Разочарование писателей в этом творческом методе, обусловило появление натурализма и неоромантизма, в которых не было типизации и обобщения жизненного материала. Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографическому, приземлено детализированному и правдоподобному изображению жизни. Неоромантики старались оторваться от пасмурной действительности, убежать в мир мечтаний и идеалов, экзотические края благородных героев, которые неутомимо борются с житейским злом. Нередко они обращались к изображению уникального, героического и экзотически-романтического.

Заинтересованность художников новейшими философскими теориями послужило причиной появления новых художественных направлений, которые получили названия декадентских, авангардистских и модернистских. Французское слово «декаданс» означает упадок, «авангард» - передовая охрана, а «модерн» - современный, самый новый. Этими словами обозначали качественно новые явления в литературе и искусстве, те, что стояли на авангардных позициях и были связаны с упадком общественной мысли и культуры, с поисками положительных идеалов, обращением в этих поисках к Богу и вере, к мистическому и иррациональному. Новые художественные направления были богаты на разнообразные художественные явления. Уже в конце XIX ст. возникли экспрессионизм, импрессионизм, символизм и эстетизм. В начале XX ст. к ним добавляются футуризм, кубизм, сюрреализм, додаизм, школа «потока сознания». Писатели, которые обращались к этим художественным направлениям, стремясь к коренному обновлению литературы, отыскивали новые, непривычные пути и средства художественного отображения действительности.

В середине и второй половине XX ст. возникают художественные явления, которые были обозначены как «алитература», т.е. литература наоборот. К ней принадлежат, прежде всего, антироман, который еще называют новым романом, и «театр абсурда». Эти направления возникли как протест против критического и социалистического реализма, партийной заидеологизированности последнего. В антиромане анализируются ощущения и впечатления лица, которое стоит вне общества и является беспредельно одиноким. «Театр абсурда» отбрасывает реализм, копирование жизни, так как оно полный абсурд. В драме «театра абсурда» властвует статичность, а то, что творится, происходит неизвестно почему и ради чего. Таким образом, творцы «театра абсурда» раскрывают духовное обнищание обывательского общества, апатию, бестолковость его существования.

Авангардистские направления и течения обогатили и сделали разнообразным литературный процесс. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникают сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и «потока сознания».

Какими были основные темы и проблемы, которые воплощали в своих произведениях писатели XX ст.? В XX ст. приобрели свое развитие научная фантастика, утопия и антиутопия, сатирическая и юмористическая литература. Писатели XX ст. стремятся к глубокому раскрытию проблем времени, темы одиночества человека, «утраченного поколения», будущего человечества в технократичном государстве.

Какими жанрами обогатился литературный процесс в XX ст. ? В XX ст. прежде всего разнообразится роман: рядом с социальным бытуют научно-фантастический, роман-антиутопия, социально-утопический, а также романы исторические, социально-психологические, философские, политические, биографические, романы-памфлеты, романы эпопеи. Популярной становится психологическая новелла. Жанрово обогащается лирика.

В чем заключается главное призвание художников XX ст.? Художники XX ст. стремятся помочь человеку познать себя в этом сложном мире, познать истину, жизнь, научить ощущать границу между добром и злом.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать