Теория литературы: что такое Постмодернизм?

Возникновение и распространение постмодернизма,  научные работники связывают с определенным недовольством положения, которое сложилось в культуре, искусстве, философии второй половины XX столетия. Весь культурный опыт, который был накоплен предыдущими эпохами, в том числе и модернизмом, начал переосмысливаться с целью выявления общих ценностей, которые могут оказывать содействие объединению человечества на основе разных идеологий, религий, философий. В литературоведческом словаре-справочнике под редакцией Р. Громяка и Ю. Ковалева отмечается, что распространения постмодернизм приобрел в конце  60- х сперва для определения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации и программного техницизма, а вскоре - в литературе и живописи.

В 1969 году Лесли Фидлер в своей статье «Пересекайте границы, засыпайте рвы» применил термин «постмодерн» именно для новейших тенденций, которые появились в художественной литературе. Он определил, что важнейшими достояниями современной культуры являются уничтожения границ между «элитарностью», которая являлась характерным признаком модернизма, и «массовостью», появление многоуровневого письма и текстов, которые вбирают у себя несколько историй. Именно Фидлер один из первых назвал постмодернистского писателя «двойным агентом», поскольку в «массовом» он представляет «элитарное», а в «элитарном» - «массовое». Постмодернистский писатель всегда находится в двух «плоскостях», он не имеет четко определенной точки опоры, его сознание всегда определенной мерой раздвоения.

Некоторые из исследователей считают, что своим возникновением постмодернизм во многом обязан развитию новейших средств массовых коммуникаций - телевидению, видеотехнике, информатике, компьютерной технике. Возникнув, прежде всего как культура визуальная, постмодернизм в архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе сосредоточился не на отображении, а на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипы, компьютерные игры, диснеевские аттракционы. Философско-теоретическую основу постмодернизма составили концепции, разработанные в пределах постструктурализма, одного из направлений философской мысли, который возник в конце 60 - 70-х годов во Франции и США. Его задачами было исследование феномена тоталитаризма и тоталитарного сознания, их связи со структурой и языком, борьба с тотальностью во всех ее видах. Это объясняет тот факт, почему для постструктуралистов неприемлемыми оказались те формы знания, которые претендовали на универсализм.

Важную роль в становлении и распространении постмодернизма сыграли идеи и концепции французских постструктуралистов и постфрейдистов (М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ю. Кристева, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Лиотар). Все эти концепции стремились дать самые обоснованные идеи человеческого бытия. Они основывались на философии Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Хайдеггера, а также определенной мерой - на философии скептицизма с ее сомнением в возможности открытия универсальной для всех людей, времен, случаев жизни истины.

Сегодня, как об определенном итоге исследований в литературоведении, можно говорить о наличии многообразия, многогранности поэтики постмодернизма, которое нашло свое выражение в появлении новых гибридных литературных форм:

  • - произведений на грани литературы и философии, литературы и литературоведения, литературы и искусствоведения и т.п.;
  • -        таких жанров, как эссе, мемуары,  апокрифы, летописи, трактаты, комментарии и т.п.;
  • -        объединенных между собой литературных жанров, жанров высокой и массовой литературы.
  • Для этих новых форм характерны цитатно-пародийная значимость, снижение классических образцов, иронизирование, пародирование; двухуровневая или многоуровневая организация «двусмысленного текста».
  • Следует также помнить, что любое произведение искусства является национально-своеобразным. В постмодернистском произведении оно будет иметь такие признаки:
  • -        язык;
  • -        использование в тексте цитат из национальной литературы;
  • -        внимание к проблемам, которые важны для страны, которую представляет определенная литература;
  • -        национальный состав мышления и тип юмора.

Ведущие литературоведы Д. Затонский и С. Павлычко концентрируют наше внимание на периодической повторяемости ситуации постмодерна, поскольку одной из его особенностей является суммирование достояний культурной эпохи и обесценивание ценностей. Это свидетельствует не только об инстинкте самосохранения культуры в мире технологий, а и об осознании «важности гуманитарного «противовеса» технократизма, рационализма; потребности противостоять нажиму массовой культуры; в конце концов, «необходимости воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению».



Портретная характеристика персонажей