Цель: познакомить учеников с жизненным и творческим путем С. Олейника — выдающегося украинского юмориста; проанализировать его произведение «Ля-ля-ля», выделяя тему, идею, основную мысль; развивать умение выразительно и вдумчиво читать художественные произведения, понимать подтекст, направленность; логически мыслить; грамотно высказывать собственную мысль; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство уважения к творчеству С. Олейника, к украинскому юмору вообще; прививать интерес к результатам собственной работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портрет С. Олейника, библиотечка произведений писателя и художников юмора других народов мира, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа с вопросами:
• Из-за чего люди по-разному воспринимают смех, одни - обижаются, другие - смеются вволю?
• Почему говорят, что смех прибавляет жизнь?
• Какое значение имеет юмор для украинцев?
• Какие писатели-юмористы мировой литературы вам известны?
• С какой целью писатели, кроме доброжелательного смеха, используют также иронический? Приведите примеры.
• Какие современные юмористические издания вы знаете?
III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
- Если ты улыбнешься миру, он ответит улыбкой.
- Я. Райнис.
- Надо любить человека. Больше, чем самого себя.
- Тогда только ты имеешь право смеяться.
- Остап Вишня.
2. Теория литературы (повторение).
2.1. Юмор (англ. - настроение; удача, натура, от лат. humor - влага, жидкость) - доброжелательный смех, направленный на изобличение определенных недостатков человеческого характера или нескладности в жизни людей, в их поведении, способ изображения комического.
2.2. Сатира (лат. satura - смесь, всякая всячина) - вид художественной литературы в прозе или стихах, где изображение осуществляется через резкое осмеивание, критику всего отрицательного. Объект высказывания часто рисуется в преувеличенном смешном или комическом виде. В узком значении - стихи с таким содержанием.
3. Обработка произведения С. Олейника «Ля-ля-ля» (1981).
3.1. Выразительное чтение юморески.
3.2. Тема: ощущение неудовольствия лирического героя от слушания «надоедливого “ля-ля-ля!»» в сравнении с Шаляпиным и Гмырей.
3.3. Идея: прославление настоящих художников слова и музыки; осуждение тех, кто не имеет умения, таланта, одаренности, голоса для пения на сцене, а только осуществляет - «визг».
3.4. Основная мысль:
1) человек любит петь, танцевать, слушать музыку, но не каждый сам одарен в этом:
2) исполнитель песни по-разному воспринимается слушателями или зрителями, поскольку у каждого из них есть индивидуальный вкус.
3.5. Обсуждение содержания юморески с вопросами:
• Любите ли вы ходить в театр? Как вы относитесь к разным исполнителям песен?
• Каким песням вы отдаете предпочтение?
• Для чего С. Олейник таланты прошлого сравнивает с талантами современности?
• Каким мы представляем исполнителя «Ля-ля-ля!»?
• О чем свидетельствует преувеличение в отображении певца?
• Какой лексикой оперирует автор относительно отображения героя на сцене?
• Что подвергает критике С. Олейник в произведении?
• Как вы относитесь к этой юмореске?
• Какие украинские музыкальные группы вам известны? Какой именно вы отдаете преимущество? Почему?
• Чем объяснить, что музыкальные вкусы людей индивидуальные?
• Каким вы видите в будущем современного певца? Собственные мысли обоснуйте.
3.6. Художественные особенности юморески:
• повторы: «ля-ля-ля!»;
• метафоры: «слышал весь мир», «бацать ногами», «динамик «визжит,…трещит «ля-ля-ля»!»;
• эпитет: «крикливое «ля-ля-ля!»»;
• сравнение: «микрофон...несет, будто гирю,»..визжит, ...как недорезанный козел»;
• риторические оклики: «... «ля-ля-ля!», «запас нетронутых источников!», «как недорезанный козел», «у нас подобных певцов»;
• риторический вопрос: «постигни - или пение то, или разговор?».
3.7. Цитатная характеристика деятельности певца на сцене.
Исполнитель - «этот микрофон... несет, будто гирю», «за собой тянет провод», «упорно бацает ногами», «безголосый», «визжит, ...как недорезанный козел!», «или пение то, или разговор?», «что-то шепчет и вертится, кружит», «трещит надоевшее, крикливое «ля-ля-ля»».
3.8. Композиция.
Экспозиция: сравнение выполнения песни в прошлом (Шаляпин, Гмыря) и с настоящим временем.
Завязка: описание поведения и пения исполнителя на сцене, которые иронически воспринимаются лирическим героем произведения.
Кульминация: «И что-то много развелось У нас подобных «певцов»!».
Развязка: такое выполнение песни, как на сцене, можно услышать и по радио.
V. Закрепление изученного материала по юмореске С. Олейника «Ля-ля-ля».
1. Решение тестовых упражнений.
1. Кого было когда-то слышно «без микрофона на весь мир»? а) Эзопа; б) Шаляпина; в) старца-бандуриста.
2. Микрофон сравнивается: а) с книгой; б) лампой; в) гирей.
3. За собой певец тянет: а) магнитофон; б) танцоров; в) провод.
4. Попав на сцену, певец: а) всех искренне поздравляет под апплодисменты; б) бацает ногами; в) начинает прыгать и махать руками.
5. С. Олейник в произведении иронически отмечает, что «динамик в зале визжит, как...»: а) нечистая сила; б) недорезанный козел; в) битая собака.
6. Певца в произведении названо: а) безголосым; б) убогим; в) бездарным.
7. На сцене герой во время выполнения песни: а) вертится и кружит; б) приплясывает на присядках; в) бегает возле зрителей.
8. В пении слушатель не может разобрать: а) языка; б) слов; в) акцента.
9. Художественное средство, которое использовал С. Олейник в строке: «Трещит “ля-ля-ля!»», называется: а) эпитетом; б) метафорой в) аллегорией.
10. Как в произведении характеризуется «ля-ля-ля»? а) Надоедливое и крикливое; б) кричащее и жуткое; в) ужасное и отвратительное.
11. «Ля-ля-ля!» можно услышать непосредственно не только на сцене, но и: а) по радио;
б) телевидению; в) магнитофонной записи.
12. Почему автор был недовольный подобными певцами?
а) Их количество весьма увеличилось;
б) считал это утраченным искусством;
в) старался лишить себя такого слушания.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. Расскажите, ссылаясь на содержание юморески, каким, по мне нию С. Олейника, должен быть певец.
2. Сравните отношение к певцу «ля-ля-ля!» лирического героя произведения и собственное. Личные мысли обоснуйте.
3. Юмореску «Ля-ля-ля» С. Олейник написал: а) в 1949 г. б) 1971 г. в) 1981 г.
Карточка № 2.
1. Посудите и выскажите собственную мысль относительно того, какими же были певцами Шаляпин, Гмыря. Собственные соображения мотивируйте.
2. Почему С. Олейник волнуется по поводу того, что таких «певцов», которые выполняют «ля-ля-ля», в последнее время увеличилось? Является ли это угрозой для искусства слова, музыки и пения? Свой взгляд аргументируйте.
Страницы:
1 2