Цель урока: Познакомиться с логической структурой дисков. Получить представление о форматировании дисков и видах форматирования. Уметь форматировать диски различными способами. Знать, что является минимальным адресуемым элементом на гибком магнитном диске и жестком магнитном диске. Иметь представление о типах используемых таблиц размещения файлов на жестких магнитных дисках.

Уметь выполнять дефрагментацию жестких дисков. Уметь решать задачи по теме «Хранение информации». Ход урока.

1. Вводная часть. Учитель: На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с логической структурой гибких магнитных дисков и жестких магнитных дисков и научиться выполнять некоторые действия над дисками. Для того, чтобы на диске можно было хранить информацию, диск должен быть отформатирован узнаете, прочитав материал учебника) Зная размер гибкого магнитного диска, и в чем состоит форматирование диска, нетрудно будет объяснить различие между емкостью не отформатированного диска и информационной емкостью, доступной для записи данных. Следующее, на что сегодня следует обратить внимание - в чем состоит отличие логической структуры гибких магнитных дисков от жестких. Основное отличие состоит в минимально адресуемом элементе – кластер, который может содержать несколько секторов. Размер кластера зависит от типа используемой таблицы FAT и от емкости жесткого диска. Существует несколько таблиц размещения файлов. Мы остановимся на двух из них: FAT16 и FAT32. В чем состоит отличие одной таблицы от другой – это тоже тема исследования. А в связи с тем, что файлы на диск записываются в свободные кластеры, возникает так называемая фрагментация файлов, что ведет к некоторым неудобствам при работе с диском. Подробнее об этом и способе решения этой задачи вы тоже должны узнать самостоятельно. Итак, обозначились три направления исследований по этой теме: 1. Форматирование дисков. Логическая структура гибких магнитных дисков. 2. Виды форматирования и нахождение информационной емкости гибких дисков. 3. Логическая структура жестких дисков. Фрагментация файлов. Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека, выбирают себе тему для исследования. Наиболее подготовленные учащиеся готовят решение задач по этой теме, которые находятся в практикуме (тема 2.10 «Хранение информации»). I этап работы в группе. Изучают весь материал по учебнику (независимо от того, какая тема была дана для исследования). II этап. Разбивают свой материал на блоки, структурируют материал учебника, выделяют главное, основные понятия, алгоритмы. Делают черновой материал презентации и готовят вопросы к тесту по этой теме. III этап. Распределяют обязанности. Кто готовит материал, кто готовит тест, кто тестирует алгоритмы, кто подбирает дополнительный материал по этой теме. IV этап. Работа над проектом. В процессе работы у учащихся возникают многочисленные вопросы, на которые учитель помогает найти ответы. Учащиеся заканчивают эту работу дома. Занятие 2 Тема занятия: Защита проекта (некоторые материалы, созданные учащимися по этой теме, находятся в папке тема 1.8) 1 урок занятия Каждая группа отчитывается по своей теме, учащиеся других групп задают вопросы, выполняют алгоритмы (например, форматирование, дефрагментацию, как узнать о том, какая таблица размещения файлов находится на данном компьютере). Если материал усвоен, то учащиеся выполняют тест по этой теме. Иногда группа не раскрывает суть темы исследования, тогда учитель останавливается на этом вопросе еще раз. Учащиеся получают две оценки: за работу над проектом и за то, как усвоен материал по другим темам (тесты) 2 урок занятия посвящается решению задач по теме «Хранение информации» Более способные дети получили заранее эти задачи в качестве домашнего задания, решили их и подготовили презентацию, содержащую решение. Класс разбивается на пары и решает эти же задачи, проверяют их решения по презентации, если возникают разногласия, то происходит их общее обсуждение. Те учащиеся, которые уже решали эти задачи дома, на данном уроке являются консультантами, помогают слабым учащимся в решении задач. Домашнее задание: Закончить решение задач 2.10 «Хранение информации» (практикум). Подготовить ответы на вопросы (учебник, стр.64). Аналогично, учащиеся изучали и темы «Прикладное программное обеспечение», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Во втором случае, учащиеся более качественно подготовились, материалы в презентациях уже более структурированы, больше наглядности, учащиеся при подготовке работали не только в PowerPoint, но и создавали Web – страницы, использовали мультипликацию, подготовленную во Flash. Материалы учащихся находятся в папке тема 1.9, 1.10. При подготовке занятий такого типа учитель использовала следующие материалы: Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой це
ленаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом могут помочь дети. Как домашнее задание ребята от трех учителей (информатика, русский-литература, +например, химия) получают следующую задачу: «В течение двух недель вы должны найти в Интернете 5 сайтов по химии и составить на каждый рецензию» (слова учителя по химии), «Вспомним, что рецензией называется… и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе» (слова учителя-литератора), «На эту работу вам выделяется компьютерный класс строго по вторникам с 16-00 до 17-00». (это слова учителя по информатике). В результате такого четко поставленного задания учитель химии получает коллекцию работ по своему предмету, а ребята – интересную работу и две, а если вы прочтете статью П. Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения», то и три отметки. Пример. Содержание CD-библиотеки учителя. Урок французского. Кронина Н. В. • Тексты с упражнениями. Основные типы: выбери правильный ответ из трех данных, составь фразу из перепутанных слов, вставь недостающее слово. • Страноведческие сайты: описание традиций, фотографии, музеи. • On-line библиотеки. Не для работы с экрана, а как материал для учителя: быстрое и качественное создание разнообразных упражнений. • Грамматические упражнения. • Разное: карты городов, игры со словами, транспортные схемы, расписания, меню и т. д. • Газеты, агенства новостей: актуальная информация о событиях, происходящих в этой стране. • Железнодорожные дороги (Узнайте, когда и на каком поезде вы сможете отправиться 14.07 в Ниццу из Парижа и сколько это будет стоить). • «Желтые страницы». • Языковые центры. • Словари. • Ароматы: подборка цитат из французской литературы с упоминанием ароматов и запахов. • Фотографии. • Туризм: виртуальное путешествие. • Эдит Пиаф. • Музеи: Роден, Орсэ, Лувр, Версаль, Моне. • Французская кухня. Этап усвоения новых знаний Условия достижения положительных результатов: 1. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа – это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле – достаточно сложно. Мы рекомендуем всем, кто использует эту форму при подготовке и проведении своих уроков прочитать упоминавшийся выше материал П. Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения». 2. Использование сменных диалогических пар. 3. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary. fio. ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные. 4. Систематизация новых для учащихся знаний. 5. Воспитание навыков рациональной учебы. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: • качество ответов учащихся на следующих этапах урока; • активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.