x x
menu

Тема Великой Отечественной войны в лирике Твардовского

Ощущение обязанности живущих перед погибшими, неосуществимости забвения всего случившегося это  важнейшие аргументы боевой лирики Твардовского. Твардовский писал о том, что он живой, что он  вернулся с войны живым и невредимым. Но скольких нет... сколько людей смогли прочитать его книги, полюбить их, а сейчас этих людей нет в живых. Все эти люди были частью его души. Стихотворение  «Я убит под Ржевом» было написано Твардовским от первого лица.  Такая формулировка  представилась Твардовскому наиболее отвечающей идее самого стихотворения - целостности живых и погибших. Убитый  солдат лицезрит самого себя только  лишь крупицей неделимого народа, и его тревожит, как и других, чьи глаза сомкнулись навсегда, все, что произошло потом, после него.  Еле уловимая надежда на то, что осуществится обещание священной клятвы, преобразовывается в крепкую веру: в конце концов,  повержена несокрушимость  вражеской земли, пришел долгожданный День  великой Победы. Его грудь была вся усыпана медалями и орденами.  А разве  есть такое вознаграждение, которое выходил, заслужил, выстрадал он? Вероятно, что нет. Да и не нужно!

Заурядная история, рассказанная поэту старинным товарищем о баталиях на улочках Полтавы, послужил  А.Твардовскому материей для написания небольшой новеллы, которая называется «Рассказ танкиста». Автор не просто изложил все рассказанное им майором Архиповым, но и почувствовал себя действующим лицом изображаемого им события и принял на себя долю вины главного героя за то, что позабыл узнать имя мальчика. Другое произведение «Я знаю, никакой моей вины...» это  немногословное и пронизывающее стихотворение. Оно выстроено как лирический монолог. Настрой в этом стихотворении колышется между двумя ощущениями. С одной стороны, поэт уверяет себя в собственной неповинности перед погибшими на полях войны, а с другой стороны - в заключительной строчке показывается то раскаяние и  чувство вины, которое характерно для большинства совестливых людей.

Троекратное повторение частицы «все же», выражающее сомнение и колебание, поднимает на поверхность глубоко спрятанное ощущение не затихающего со временем терзания.  Я  остался живым, а другие погибли на поле боя - это главный конфликт этого стихотворения, оставшийся не решенным в финале. Поставленное многоточие обозначает то, что духовный монолог не закончен, что еще не раз главный герой будет вести эту мучительную беседу сам с собой. Стихотворение отличается лексической простотой, отсутствием каких бы то ни было художественных эффектов.

Произведение  «Василий Теркин» по своему стилю является  свободным хронологическим рассказом, который повествует  историю войны - от драматического отступления до великой  Победы. В основании поэмы лежит  образ главного героя - солдата Василия Теркина.  Подлинного прообраза у него нет. Это образ, который вмещает в себе характерные черты внутреннего облика и нрава обычного русского бойца. Образ Василия Теркина имеет русско-народные корни, это силач, с огромными плечами, юморист, знающий жизнь. За маской простоватости, веселья, проказливости прячутся этическая участливость и чувство невыполненного долга перед отечеством, способность не раздумывая, сделать подвиг в любую минуту. Подвиг русского солдата на Отечественной войне изображен Твардовским как ежедневный и тяжелый военный труд и бой, и перевод на новые рубежи, и ночевка в окопах, а зачастую прямо на голой земле, укрываясь  от смерти только своей собственной спиной.  Тот  герой, который совершает этот подвиг это обыкновенный, простой русский солдат.  В написанном образе Василия Теркина  Александр Твардовский представляет наилучшие черты русского нрава , такие как  смелость, настойчивость, находчивость, жизнерадостность и колоссальную преданность и верность своей драгоценной земле. Об этой преданности своей Родине автор пишет так: «Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед, нет тебя светлей и краше, и желанней сердцу нет...». Собственно в защите своей отчизны, жизни на земле  и есть справедливость Отечественной войны. Сражения шли святые и правые, не ради славы , а  ради того, чтоб жизнь  на земле продолжалась.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать