x x
menu

Тема урока: Жизнь и творческий путь Бориса Пастернака

Цель: раскрыть трагизм писательской судьбы художника, составить представление о философской насыщенности поэзии Б. Пастернака и его требовательности к художнику; проследить эволюцию его творческого метода и стиля; развивать навыки целостного анализа лирического текста; актуализировать содержание понятий «философская лирика»; создать эмоциональный фон для восприятия философской лирики; помочь ученикам прочитать и понять поэзию Б. Пастернака; развивать способность видеть слово. Оборудование: сборники стихов поэта.

Тип урока:     формирование и применение новых знаний, умений и навыков.

  • Он награжден каким-то вечным детством,
  • Той щедростью и зоркостью светил,
  • И вся земля его была наследством,
  • А он ее со всеми разделил.
  • А. Ахматова.

 

  • Когда в поэте тщится Пастернак,
  • Разумничает Недоразуменье.
  • Мое о нем нелестно мненье:
  • Не отношусь к нему совсем никак.
  • Им восторгаются - плачевный знак.
  • Но я не прихожу в недоуменье:
  • Чем бестолковее стихотворенье,
  • Тем глубже смысл находишь в нем простак.
  • И. Северянин.

Ход урока.

І. Подготовка к восприятию новой темы.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами встречаемся с талантливым поэтом, философом, тонким лириком Борисом Леонидовичем Пастернаком.

ІІ. Работа с эпиграфами к уроку.

Учитель читает оба эпиграфа к уроку.

И Ахматова, И. Северянин говорят о Пастернаке. Его поэзия, как видим, вызвала неоднозначные отклики, но равнодушными не оставляла никого. На сегодняшнем уроке, размышляя над содержанием поэтических произведений Пастернака, мы увидим трагизм писательской судьбы поэта, проследим эволюцию его творческого метода, стиля, обратим внимание на умение поэта проникнуть в тайны человеческой души, природы, мировоззрения; будем стараться понять философскую насыщенность стихов поэта, его требовательность к художнику. И тогда каждый из вас сможет сам выбрать один из двух эпиграфов, предложенных к сегодняшнему уроку.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

Запишите, пожалуйста, тему урока. В процессе работы вы будете составлять визитную карточку поэта.

1. Сообщение о жизни и творчестве Б. Пастернака.

Какой же он, Борис Леонидович Пастернак? Лучше всего рассказал о себе сам Пастернак в автобиографической повести «Охранная грамота» (1931) и очерке «Люди и положение» (1956).

Ученица. 10 января 1890 года родился будущий поэт Б. Пастернак. Воспитывался он в высококультурной семье, тесно связанной с миром искусства. Отец будущего поэта, Леонид Пастернак, был художником, иллюстрировал произведения Л. Н. Толстого, был профессором в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры; мать - Розалия Кауфман, прекратила карьеру музыканта ради семьи, но осталась высокопрофессиональной пианисткой. Жили Пастернаки в Москве, в флигеле, который находился на территории училища. Проснувшись ночью, маленький Пастернак мог заглянуть в гостиную родителей и увидеть там писателя Л. Толстого, поэта Р. Г. Рильке, композиторов О. Скрябина, С. Рахманинова, художников М. Ге, В. Серова, Врубеля. Поэтому краски, музыкальные звуки, сокровища художественного слова сызмала были для поэта обычной средой существования. Сначала Пастернак ощущал себя музыкантом. Он унаследовал дар музыкальной гармонии от матери, серьезные педагоги пророчили маленькому Борису незаурядное музыкальное будущее.

Чувство музыки, вообще, является одним из краеугольных моментов в творческом наследии Пастернака-Поэта. Когда он вспоминает впечатление от начала концерта, он не говорит «Начала играть музыка», а «Музыку выпускали».

•   О чем свидетельствуют эти слова? Чем для Пастернака была музыка? (Музыка жила внутри Пастернака, он ощущал ее как живое существо, поэтому, когда она начинала звучать, у него было впечатление, что ее выпускали на волю).

Юного Пастернака захватили музыкальные и философские идеи О. Скрябина, который был его кумиром. Он мечтает стать композитором. Вот как со временем вспоминает Пастернак-Поэт свою первую встречу с композитором.

  • Как-то раз,
  • Когда шум за стеной,
  • Как прибой, неослабен,
  • Омут комнат недвижен
  • И улица газом живая, -
  • Раздается звонок,
  • Голоса приближаются:
  • - Скрябин!
  • О, куда мнет бежать
  • От шагов моего божества?
  • («Девятьсот пятый год», 1925).
  • Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте.
  • Я клавишей становлюсь кормил с руки
  • Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
  • Я вытянул руки, я встал на носки,
  • Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
  • («Импровизация», 1915)

И все же мечта не осуществилась. Неожиданно для родителей Борис Пастернак оставил музыку и полностью посвятил себя поэзии. Что его побуждало к этому? Сам он говорит об отсутствии абсолютного слуха. Неубедительно. Для того, чтобы стать композитором, необязательно иметь абсолютный слух. Классический пример этого - П. И. Чайковский. Возможно, разочарование в собственных музыкальных способностях? Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же?

Скорее всего, юноша услышал голос судьбы...

Конечно, посвятив себя литературе, Пастернак выбрал не легчайший путь. Ведь в русской поэзии 10-х годов ХХ ст. предрасположить к себе внимание было чрезвычайно тяжело: в роскошном сиянии светил «Серебряного века» звездочка поэта-начинающего могла надолго остаться незамеченной. Тем не менее, масштаб художественного таланта Пастернака определил его место в созвездии самых талантливых русских поэтов.

•   Назовите их, пожалуйста. (Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Блок, О. Мандельштам).

Путь Б. Пастернака в литературу был непростой: он пересекался сразу с двумя течениями: символизмом и футуризмом.

• Вспомните, что является определяющим для футуризма и символизма. (Футуризм - одно из направлений авангардизма XX ст., которое отмечалось непринятием «вечных ценностей», разработкой новых принципов поэтического языка (словообразовательные эксперименты, обработки новых ритмов и типов рифм. Символизм - одно из течений модернизма, в котором вместо художественного образа, который воссоздает определенное явление, применяется художественный символ, что является знаком непостоянного «жизнь души» и поиском «вечной истины»).

С русским футуризмом его сблизило непринятие старого буржуазного мира. Первые Пастернаковские стихи были напечатаны в коллективном сборнике «Лирика» в 1913 году. А уже через год молодой поэт издал свои произведения отдельной книгой, которая в духе времени называлась «Близнец в тучах» и была проникнута пафосом поиска новейших средств художественного самовыражения. Стремление к обновлению поэтического языка привело поэта-начинающего к футуристской группировке «Центрифуга».

Пастернак захватывался творчеством В. Маяковского. В свое время он так писал о поэте: «Я был без ума от Маяковского, я его боготворил, я очень любил раннюю лирику Маяковского...». Но для Пастернака, в отличие от многих футуристов, словотворчество не было самоцелью, хотя его поэзия поражала внутренним поиском и новизной. Сам Маяковский так определил отличие их эстетичных платформ: «Вы, - сказал он Пастернаку, - любите молнию в небе, а я - в электрическом утюге».

Среди первых учителей Пастернака следует назвать А. Блока. «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников... У Блока все, что делает великого поэта, - огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, всепретворяющего прикосновения, своя сдержанная, все вобравшая в себя судьба», - писал со временем Борис Леонидович.

Поэтому раннее творчество поэта пронизано духом символизма.

2. Природа в творчестве Пастернака. Анализ стиха «Этот февраль! Время для слез и стихов...».

2.1. Природа в творчестве поэта.

Пастернак ощущает себя частичкой природы. «Его грудь заполнена природой до предела, - говорила в поэте Марина Цветаева. - Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

 Природа у Пастернака - не фон для чувств героя, природа для него - это единое целое, а он - часть этого целого.

  • «Вы - явление природы, - писала поэту М. Цветаева. - Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком».
Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать