Цель: углубить приобретенные прежде знания учеников об И. Франко — классике, человеке чрезвычайного трудолюбия и энциклопедических знаний, начать работу над идейным содержанием произведения «Захар Беркут»; раскрыть его историческую основу; развивать культуру связной речи, память, умение выразительно читать, логически мыслить, сопоставлять, строить заключения; активизировать словарь школьников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Каменщика; любовь к родному краю, народу; прививать интерес к историческому прошлому Украины, следствиям собственной работы.

Оборудование: портрет И. Франко, библиотечка его произведений, альбом «Жизнь и творчество в портретах, иллюстрациях, документах», дидактический материал (тестовые задачи, карточки), учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Что вам известно о жизни И. Франко, в частности о его детских годах?

• Какие произведения выдающегося художника вы читали? Чем они запомнились вам?

• Почему, на ваш взгляд, И. Франко называют Каменщиком? (На Личаковском кладбище во Львове, где похоронен И. Франко, есть надмогильный памятник писателю скульптора С. Литвиненко. Скульптор изобразил каменщика, который молотом разбивает гранитную скалу. Он символизирует борьбу за человеческое счастье и волю и является олицетворением самого И. Франко, которого народ прозвал Каменщиком).

• Чем увлекался маленький  Иван Франко?

• Как воздают честь памяти Ивана Яковлевича люди сегодня?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Яко сын крестьянина, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя к обязанности отдать работу своей жизни тома простому народу.
  • Воспитанный в твердой школе,
  • я измала усвоил себе две заповеди.
  • Первая - это было собственное чувство той обязанности,
  • а вторая - это потребность постоянной работы.
  • И. Франко.
  • Каменщик, волшебник слова. Тарас Франко, сын писателя
  • ...Искренняя, никогда не ложная скромность этого чрезвычайного и наибольшего таланта среди нас всех.
  • И. Труш об И. Франко.

2.8. Работа над І разделом произведения.

2.8.1. Выразительное чтение раздела, пересказ интересных эпизодов.

2.8.2. Тема: воспроизведение красоты природы Тухольщины; изображение охоты бояр на медведей, во время которой Максим сохранил жизнь Мирославе.

2.8.3. Идея: прославление красоты природы Карпат; мужества, изобретательности, сообразительности, ловкости (Мирослава, Максим); осуждение жажды к обогащению, пользе (Тугар Волк, бояре).

2.8.4. Основная мысль: изобретательность, порядочность, вежливость - черты, которые преобладают над жадностью, коварством, хитростью в затруднительной ситуации.

2.8.5. Композиция. В разделе метко переплетаются описания красоты природы со стремлением людей подчинить ее, даже если для этого необходимо было рисковать жизнью.

Произведение начинается вступлением, в котором говорится о тяжелой жизни людей в прошлом.

Экспозиция: рассказ о нищей жизни жителей Тухли; Тугар Волк - тухольский боярин по приказу князя Данила.

Завязка: начало охоты Т. Волка с боярами на медведя.

Развитие действия: описание событий, которые произошли во время охоты.

Кульминация: борьба Мирославы с медведицей, в результате которой она осталась живой благодаря Максиму.

Развязка: окончание охоты; благодарность Т. Волка Максиму за его героический поступок.

2.8.6. Сюжет.

Тугар Волк отправляется с боярами в тухольских лесах на охоте.

Его цель — истребить медведей, которые там жили. В этих охотах по приказу Т. Волка принимают участие и простые люди, как помощники, среди них был мужественный, решительный проводник, молодой горец Максим Беркут.

Во время стычки с медведем гибнет один из бояр, после этого подстрелили и хищное животное.

Мирослава, дочь Т. Волка, оказалась с медведицей один на один. Если бы не Максим, девушка бы погибла.

По окончании ловов Т. Волк поблагодарил Максима за его героический поступок.

Результаты охоты: три медвежьи шкуры, труп несчастного боярина, двое медвежат.

2.8.7. Обсуждение содержания І раздела с вопросами:

• Что вам известно о беркуте-птице? Как фамилия главного героя произведения связана с названием птицы?

• Что имел в виду И. Франко, говоря о тухольцах такое: «...Нужда сломила их свободный, здоровый характер»?

• Как во вступлении в произведение писатель объединяет прошлую и настоящую жизнь украинцев? («Сказкой кажется повесть о давних временах и давних людях. Верить не хотят нынешние люди, которые выросли в нужде и прижиме, в тысячелетних нутах и зависимостях»).

• Каким образом Т. Волк появился на Тухольщине? («Сие новый тухольский боярин производил большие ловы на хищных зверей. Он праздновал почин своей новой жизни,- так как недавно князь Данил дарил ему в Тухольщине огромные горные долины и целое одно пригорье Зелеменя»)

• Почему Т. Волк «выбирался на ловы, будто на войну»? («...С запахом стрел и рогатин, со слугами и запасами живности, даже с опытным знахарем, который умел заказывать раны. Не чудо также, что Тугар и его гости были в полном рыцарском оружии, кроме панцирей, так как те останавливали бы их на ходу в полах и гущах»).

• Какой вы представляете Мирославу? Кто занимался ее воспитанием? («Она была у отца одиночка, а к тому же еще при рождении потеряла мать... Нянька ее, старая мужичка, измала заправляла ее ко всякой ручной работе, а когда подросла, то отец, чтобы развлечь свое уединение, брал ее всюду с собой и, чтобы удовлетворить ее пылкую натуру, приучил ее пользоваться рыцарским оружием, износить всякие невыгоды и смело стоять в опасностях»).

• Для чего были организованы ловы?

• Как Максим попал на боярские ловы? (Т. Волк просит тухольцев дать ему проводника, те предложили ему «первого удальца на всю тухольськую верховину» - Максима Беркута).

• Почему Мирослава старалась не проявлять свою женскую слабость во время охоты? («А что же то у меня нет силы? А что же то я не владею луком, древком и топором? Ну-ка, пусть кто-нибудь из твоих попробует со мной сравниться,- увидим, кто лучше!»).

• Для чего люди молились прежде чем отправиться на ловы?

• Объясните, почему медведя в произведении названо «царем ловов»?

• О чем свидетельствует самохарактеристика Т. Волка: «Хотя я лишь волк, мелкая зверюга, то все еще дам совет тухольському медведю!»?

• Какой ответ дал Максим на предыдущие слова - самохарактеристику Т. Волка? («...Глупая зверюга тот медведь, уединением держится. Если бы они собрались вместе, то кто знает, стадо волков дало бы им совет»). О чем они свидетельствуют?

• Почему, на ваш взгляд, И. Франко отмечает, что Максим «совмещал в себе все приметы сильного рабочего, рыцаря и начальника во время охоты»?

• Легкой ли была охота? Какие трудности ощущал каждый, принимая в ней участие?

• Какая неприятность произошла с одним из бояр при охоте на второго медведя?

• Что, на ваш взгляд, ощущала Мирослава, находясь с медведицей один на один? Как бы вы повелели себя в этой ситуации?

• Чем помог Максим Мирославе, когда та оказалась в опасности?

• Почему Т. Волку было тяжело прилюдно благодарить Максима за его помощь Мирославе? («И все-таки ему, гордому боярину, который вырос и большой чести дослужился при княжеском дворе, тяжело было прилюдно отдавать благодарность за спасение дочери мужику»).

• Как Максим воспринимал благодарность Т. Волка? («Пусть дочь твоя будет здоровая, но на признательность никакую я не заслужил»).

• Чем закончились ловы?

• Какие ваши впечатления от первого знакомства с героями произведения?

2.9. Работа над ІІ разделом произведения.