Цель: показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрея; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между разножанровыми произведениями искусства.

Оборудование: репродукций картины И. Э. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.   Проверка домашнего задания.

На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика - V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.

Рецензирование, коррекция планов всем классом.

2.   Обсуждение законов, нравов и обычаев Запорожской Сечи

  • За что больше всего наказывали на Сечи?
  • Почему законы были такими жестокими?
  • Как это соотносится с «вечными истинами» и библейскими заповедями («Не укради», «Не убей»)?

3.   Работа с репродукцией картины И. Э. Репина «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану»

Худел. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
  • Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев?
  • Можно ли составить представление в характере запорожцев, изображенных на этой картине?
  1. 4. Выступление ученика, проводившего словарную работу («кошевой атаман», «куренной атаман», «ляхи», «литавры», «палица»).
  2. 5. Устное изложение-миниатюра - «Вхождение в образ».

От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать в боевой подготовке Остапа и Андрея. Уточняющие вопросы:

  • Почему из уст отца прозвучало: «Не Остап, а добрый, добрый таки воин!»?
  • Почему Тарас настаивал на походе?

II. Формирование новых знаемый, умений и навыков.

Беседа с элементами текстологического анализа.

  • С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход?
  • В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубной?
  • Кто пришел ночью в казацкий лагерь?
  • Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для госпожи и ее матери? Заключается ли в этом предательство?
  • Собирался ли Андрей просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения?
  • Кто из лагеря казаков обратил ночью внимание на хождения Андрея?
  • Была ли госпожа уверена в том, что Андрей пришел на совсем?
  • С чего собственно начинается измена Андрея?
  • Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрея в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся).

III. Подведение итогов урока с использованием приема
«Свободный
микрофон».

  • К чему подводил нас Гоголь, рассказывая в законах и нравах Сечи? (Для автора главное - святость товарищества, ответственность перед обществом).
  • Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андреем в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать в товарищах, об общей пользе и желании Андрея выделиться).
  • Что стало причиной предательства Андрея?
  • Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка?
  • Можно ли понять и оправдать героя?

IV. Домашнее задание.

Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI - об Андрее, гл. VII - об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для «истолкователя» («переводчика»).