x x
menu

Тема урока – Закрепление знаний второклассников о словесных художественных средствах

Материал для чтения

К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок).

Оборудование урока

Видеозапись с изображением зимнего пейзажа.

Портрет К. Г. Паустовского.

Репродукции картин о зиме художников И. И. Шишкина, К. Ф. Юона, А. А. Келейникова, Н. С. Крылова, А. А. Пластова.

I. Минуты поэзии: чтение стихотворений о зиме

(Учащиеся читают любимые стихотворения, которые учили на уроках, либо те, которые они подобрали самостоятельно. Такие поэтические минуты создадут лирическую атмосферу на уроке.)

П. Работа над новым материалом 1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Особенностью данного урока является то, что тема его сформулирована проблематично, в форме вопроса, ответ на который учащиеся должны вывести из наблюдений в процессе чтения отрывка К. Г. Паустовского «Прощание с летом».

Учитель. Мы уже говорили о том, что картины природы в различных видах искусства изображаются различными средствами: в живописи — красками, в музыке — звуками, а в поэзии — словами.

Картину художника мы воспринимаем зрительно, музыку слушаем. А сегодня мы будем наблюдать, можно ли услышать картину, изображенную в прозаическом тексте. Именно так сформулирована тема нашего урока, и в конце его мы должны дать ответ на этот вопрос.

Сегодня мы с вами будем читать отрывок из произведения Константина Георгиевича Паустовского «Прощание с летом».

Поскольку с этим писателем мы встречаемся впервые, я немного расскажу о нем.

2. Рассказ учителя о К. Г. Паустовском

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 г. Детство его прошло на Украине, именно там он узнал множество сказок и легенд от деда, бывшего солдата, и от бабушки.

Его отец был человеком увлекающимся и склонным к перемене мест. Эта черта — увлеченность тем, что находится «за горизонтом», — передалась и сыну, будущему писателю.

Став взрослым, Паустовский переменил много занятий: был и кондуктором трамвая, рабочим на военном заводе, санитаром полевого госпиталя. Много странствовал. Но увлеченность литературой становится главным занятием его жизни.

С самого начала своей литературной деятельности Паустовский обратился к теме взаимоотношений человека и природы, и это вы будете наблюдать при чтении всех его рассказов.

Главной отличительной чертой его творчества является романтичность, лирическое восприятие окружающего мира. Он считал, что основная задача человека на Земле — открывать и наблюдать прекрасное, необыкновенное в самом обыденном явлении жизни. Вот почему все его рассказы проникнуты удивительной поэзией и нежнейшим лиризмом.

Паустовский очень много пишет для детей, ибо детство он считает особой порой становления личности.

Во всех детских рассказах и сказках Паустовского центральное место занимает чувство изумления таинством природы: для писателя не имеет значения, идет ли речь о героях-людях, о какой-то болтушке-сороке, о вороватом коте или о любопытном барсуке, — все живое должно ощущать свое родство с целым миром и каждым в отдельности.

Эмоционально насыщенные, многоцветные картины в его рассказах и сказках сочетаются с простотой и безыскусностью речи. Каждый персонаж его неповторим: он обладает присущей именно ему манерой поведения, а мир, созданный писателем, — звучащий, говорящий и поющий.

Важнейшей задачей творчества Паустовского является стремление открыть для всех и каждого ключ к прекрасному, которое находится рядом, только надо его увидеть, заметить, обогатить душу человека эмоционально и эстетически.

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы», — писал Паустовский.

Любимый герой писателя — человек чуткий, отзывчивый, поэтически воспринимающий окружающую жизнь. И все эти качества Паустовский считает нормой, именно таким он хотел видеть своего читателя.

А теперь перейдем к тексту. Прежде чем его прочитать, поработаем с цепочками слов.

3. Работа по разделу «Предварительное чтение»

4. Просмотр видеофрагментов о зиме

Учитель. Этот рассказ Паустовского завершает чтение художественных произведений о зиме. Мы читали стихи и наблюдали, как авторы рисуют зимние картины в поэзии, а теперь мы посмотрим, как можно рассказать о наступлении зимы, о снегопаде в прозе.

Но вначале я хочу спросить: приход зимы, снегопад — это обычное явление?

Дети. — Да, обычное: оно повторяется из года в год, его мы наблюдаем часто.

А мне кажется, что и да, и нет: хоть оно наблюдается в природе ежегодно, но всякий раз мы воспринимаем его поновому и с радостью.

Приход зимы — это красота природы, и в этом ее особенность, необычность, новизна.

Но ведь это же естественное явление природы, поэтому я считаю, что оно обычное, хотя и очень красивое.

Учитель. И увидеть, найти эту красоту в обычном очень важно.

Я хочу предложить вам посмотреть несколько видеофрагментов.

(Учитель включает видеомагнитофон и демонстрирует зимние видео-зарисовки зимних картин природы в сопровождении красивой музыки.)

Учитель. Нужны здесь слова? Конечно нет — картины рассказали сами за себя. А теперь посмотрим, как описывает приход зимы К. Г. Паустовский.

5. Чтение текста учителем

6. Беседа после чтения

Учитель. Обменяйтесь своими впечатлениями: возможно, чтото вас удивило или показалось странным, когда вы слушали текст.

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Учитель. Когда я знакомила вас с автором, я рассказывала, что его творчество отличается удивительной чертой: оно проникнуто чувством изумления таинством природы. Есть оно в этом рассказе? Что изумило и удивило автора?

Дети. — То, что за короткое время природа может так необыкновенно преобразиться.

А еще его поразила, изумила необычная тишина, которую автор называет «мертвой».

А еще автора удивило, что ночью от снега было так светло, что можно было увидеть время на часах.

7. Повторное чтение текста с подробным анализом

Учитель. А теперь посмотрим, как автор описывает картины наступления зимы. Сколько картин вы можете выделить в этом тексте? Прочитайте его самостоятельно.

(Ребята читают текст про себя и выделяют картины описания зимней природы.)

Ученик. Я выделил в этом тексте четыре картины.

Учитель. Опишите, как вы их представляете.

Дети. — В первой картине автор рассказывает о необычной тишине, которую он называет «мертвой», потому что все стихло, как будто вокруг все вымерло.

А во второй картине автор увидел снег за окном, вокруг было все необычно белым, и даже в комнате было так светло, что можно увидеть стрелки на часах и определить время.

А в третьей части говорится о большой серой птице, которая села на ветку, а потом улетела, а с ветки посыпался стеклянный дождь.

А в последней части автор рисует зимнее утро: вокруг все замерзло и хрустело.

Учитель. А эти картины автор увидел или услышал? Давайте найдем об этом в тексте.

Ученик. Первую картину автор услышал. Он говорит о какомто странном ощущении: ему показалось, что он оглох во сне. А потом Паустовский пишет: «Я долго прислушивался, а потом понял, что за стенами дома наступила необыкновенная тишина», — значит, ее он услышал.

Учитель. А разве тишину можно услышать, да еще «мертвую»?

Дети. — Можно. Часто говорят: «Давайте послушаем тишину!»

— А еще о такой тишине писал в своем стихотворении

И. А. Бунин:

Сегодня так светло кругом, Такое Мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.

«Мертвая» тишина — это когда можно расслышать едва уловимый звук: например, как падает листик с дерева.

А у Паустовского слышно было, «как посапывает во сне кот».

А я нашел в тексте еще одно доказательство тому, что автор тишину услышал: он проснулся от тишины. Мне показалось это странным: ведь проснуться можно от шума, а не от тишины, — значит, автор ее ощутил во сне.

Учитель. А теперь прочитайте, как Паустовский описывает такую тишину.

(Дети читают:

«Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад».)

Учитель. А теперь прочитайте, какую картину увидел автор за окном.

(Дети прочитывают вторую часть.)

Учитель. А какое чувство было у него, когда он наблюдал природу?

Дети. — Удивление.

Изумление.

Восторг!

— Эти чувства он выражает в словах:

«Значит, за два часа Так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады Заворожила стуЖа».

— А еще автор необычно и красочно описывает небо:

«В туманном небе на Головокружительной высоте стояла

одинокая луна, и вокруг нее Переливался желтоватый круг».

Учитель. А теперь прочитайте третью картину и найдите слова, где говорится, увидел он эту картину или услышал.

Дети. — Автор ее увидел, он так и пишет здесь прямо: «Через окно я увидел, как большая птица села на ветку клена в саду».

— А я хочу обратить внимание всех на последнее предложение в этой картине: «Потом все стихло». Значит, раз ав

Тор так пишет, он что-то слышал.

Учитель. А давайте подумаем, что мог слышать автор? Дети. — Наверное, как закачалась ветка и с нее посыпался снег.

И как птица поднялась и улетела.

И то, как снег падал с елки. Автор говорит, что он похож на «стеклянный дождь», и мне кажется, что Паустовский слышал, как этот дождь сыпался, шуршал и позванивал, как стеклышки.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать