Гуманизм произведения. Понятие о новелле как литературном жанре.

Цель: показать гуманистическое направление произведения и его воплощение в образах героев; дать определение новеллы как литературного жанра; развивать связную речь учеников (рисование словом); работа над текстологическим анализом произведения; воспитание культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, личное отношение к героям и событиям.

Оборудование: портрет писателя.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учеников.

1.  Проверка домашней задачи: конкурс на лучшее описание героев.

(Можно и нужно оценивать участие учеников в обсуждении работ товарищей).

2.  Обсуждение предлагаемых работ.

  • На лице какого персонажа в рассказе сделан больший акцент? Почему?
  • Что является главной мыслью произведения?

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Работа над схемой.

Учитель. Любое эпическое произведение (т.е. рассказ о событиях) характеризуется определенным строением. Он имеет такие составляющие (обращение к схеме):

2. Работа учеников над строением произведения «Последний листок» О. Генри с выяснением понятия «Новелла».

Распределить учеников на группы:

І группа определяет завязки, ІІ - кульминацию, ІІІ - развязку, IV пролог (очень маленький) и эпилог (в этом произведении его нет). Условно нарисовать схему текста в масштабе (на страницу).

  • Чем отличается такое построение от предыдущей схемы?
  • Чего достигает автор, смещая кульминацию произведения и не включая в рассказ эпилога? (Напряженность сюжета, постоянное внимание читателя). Это признаки литературного жанра — новеллы.

3. Запись в тетради.

Новелла – маленькое по объему эпическое произведение (как рассказ) с напряженным драматическим сюжетом и неожиданным концом.

III. Подведение итогов урока.

(с применением приема «Свободный микрофон»).

Какое открытие вы сделали, читая произведение О. Генри?

(Открытие нового литературного жанра, а главное - нового гуманистического произведения о настоящей дружбе и помощи, о красоте человеческих взаимоотношений).

IV. Домашняя задача.

Прочитать новеллы (см. домашняя задача к уроку № 49), подготовиться к пересказу; попробовать построить схему одной из них.

Дополнительно; Урок внеклассного чтения. Новеллы О. Генри

Цель: расширить круг чтения учеников, познакомить с гуманистическими произведениями о жизни обычных людей; научить внимательно относиться к человеку; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, работа с деталями, умение абстрактно мыслить, изучая элементы построения произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение строить заключения и высказывать собственную мысль.

Оборудования: сундучок с символами, которые обозначают: гребешок, фрагмент карты звездного неба, меховой помпон, красный клочок, конверт с написанным адресом, крашеное перо.

Ход урока.

I. Мотивация познавательной деятельности учеников.

Слово учителя.

- Любое литературное произведение часто входит в наше сознание большей частью не описанными событиями и образами, а впечатлением от прочитанного. Часто запоминается какая-то деталь, она может стать символом произведения.

В нашем волшебном сундучке сегодня символы из новелл О. Генри. Избрав любой из них, вы ознакомите нас с новеллой, которая оказала на вас наибольшее впечатление.

За выбор трех последних символов ученик получает дополнительно 1 балл (поскольку это свидетельствует о том, что ученик больше других прочитал).

Ваша задача - сжато пересказать содержание рассказа, определить основную мысль произведения, рассказать, какое впечатление оказали на вас герои, попробовать назвать элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка.

Доказать, что перед нами именно новелла.

II. Развитие связной речи.

Устное произведение-презентация «Новелла О. Генри, которая оказала на меня большее впечатление».

(Могут помочь одноклассники, а также не исключенное возникновение дискуссии).

III. Подведение итогов урока.

Чему мы научились, читая новеллы О. Генри?

(Уделять внимание тем, кто рядом;

  • уметь увидеть радостное в будничном;
  • уметь видеть сердцем, а не только глазами;
  • ценить щедрость и откровенность;
  • уметь дарить радость другим).

Все это и составляет красоту человеческих взаимоотношений.

IV. Домашняя задача.

Прочитать рассказ Дж. Олдриджа «Последний дюйм», поделить его на части, дать название образованным частям.

Подготовить сообщение о писателе (индивидуальная задача).