x x
menu

Тема урока Трудный путь к знаниям

Цели урока

Подведение учащихся к пониманию главной мысли рассказа: путь к знаниям нелегкий, и его человек должен пройти самостоятельно.

Работа над умением выразительно читать текст.

Материал для чтения

А. П. Платонов «Еще мама» (2я часть).

Оборудование урока

Принадлежности для рисования.

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ содержания второй части

(По пересказу детей учитель делает вывод, как дети поняли содержание этой части.)

2. Словарная работа

(Учитель задает детям вопросы:

Все ли слова в тексте вам были понятны?

Если вам встретилось незнакомое слово, где вы нашли объяснение его значения?

А как вы поняли значение слов «репей» и «плетень»?

Какие слова из цепочки употреблены в тексте? Как вы их поняли?)

П. Работа над новым материалом

1. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, когда вы дома читали эту часть, вы переживали, сочувствовали герою? В каких случаях?

Дети. — Мне было жалко Артема, когда он остался один и заплакал.

А я переживал, когда мальчик встретился с гусаком.

И еще когда он увидел собаку.

И когда жук его больно ударил.

А изза плетня какойто зверь дыхнул на него и фыркнул.

Учитель. Вот видите, какая страшная картина — прямо ужастик настоящий! А как вы думаете, почему автор так страшно описывает путь Артема в школу? Разве он, деревенский мальчик, раньше не видел ни гусей, ни эту собаку, ни жуков? Разве он встретился с ними впервые в своей жизни?

(Дети затрудняются с ответом.)

Учитель. Этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке, а ответ на него мы запишем в конце урока на доске, вот здесь, где у нас «Тема урока». Вы сами определите, что

в этой части текста главное. Но вначале вы еще раз самостоятельно прочитайте текст, разделите на части и озаглавьте.

2. Деление текста на части, подбор заглавий

(Ребята выполняют задание самостоятельно, затем идет обсуждение. Учитель выясняет, сколько частей выделили ученики и как озаглавили. Лучшие заглавия записываются на доске, но очень важно, чтобы ребята сами определили, почему заглавие считается лучшим — оно должно отражать главную мысль каждой части:

Артем спасся от гусака.

Страшное животное, похожее на волка.

Жук, упавший из ветра.

Невиданный зверь за плетнём.)

3. Чтение по смысловым частям с анализом

1я часть

Учитель. Какое чувство овладело героем, когда он остался один на улице?

Ученик. Ему было страшно, и он заплакал.

Учитель. А почему Артем обычно гуся называет страшной дикой птицей, живущей с орлами? Разве он раньше не видел гусей?

Дети. — Ему, наверное, так показалось, когда гусь его укусил.

Артему и так было страшно, когда он остался один, а тут еще гусь «крякнул и защемил клювом штанину» вместе с кожей, мальчику стало больно.

Это было так внезапно, Артем такого не ожидал, ведь гусь «вытянул шею изза изгороди» и ущипнул за ногу, и это усилило его страх, поэтому ему обычный гусь показался орлом.

А я хочу сказать одну поговорку, она сюда очень подходит: «У страха глаза велики». Мы говорили об этом в 1м классе, когда читали сказки о трусливом зайчике. Артемке тоже с испугу гусь показался диким орлом.

Учитель. Значит, мальчик был трусливым? Дети. — Нет, он не был трусливым.

Артем не побежал назад к маме.

Мальчик «рванулся и спасся от гусака». Он продолжал идти в школу.

2я часть

Учитель. А теперь прочитаем часть о страшном животном, похожем на волка. Найдите в тексте описание этого животного. Какие слова употребляет автор, чтобы сделать обычную собаку страшной?

Дети. — Автор сначала прямо не говорит, что это была собака, а называет ее «лохматым животным с приставшими к нему репьями».

А еще здесь «животное стояло к Артему хвостом, но все равно было сердито и видело его».

Животное «молча оскалило на Артема пасть с зубами».

— Со страху мальчик принял собаку за волка.

Учитель. Каково же было поведение мальчика? Как это

его характеризует? Прочитайте об этом.

Дети. — Мальчик испугался не за себя, а за маму, что волк ее может съесть.

А увидев, что мамы не видно, успокоился: мальчик очень любил маму.

Он был заботливым сыном.

Учитель. А еще что вы скажете о герое по содержанию этой части?

Дети. — Он не испугался страшной собаки и не убежал. — Артем даже вступил с ней в переговоры и гордо сообщил Жучке, что идет в школу.

И даже пригрозил, что ей попадет, если она его тронет.

Но ему все равно не хотелось идти в школу. «Эх, далече еще до школы!» — вздохнул Артем.

Но всетаки он пошел дальше. Мальчик был очень добрым и не хотел расстраивать маму.

А еще Артем был ответственным: он понял, что если мама ему сказала, что он должен учиться, значит, так надо.

3я часть

Учитель. А теперь перейдем к третьей части, которую мы назвали «Жук, упавший из ветра». А как вы поняли это странное выражение?

Ученик. Это значит упавший сверху.

Учитель. Перечитайте слова, обращенные к жуку. Какие выражения вам показались странными?

(Ребята отвечают на вопрос.)

Учитель. А что автор в этой части рассказал об Артеме? Какой он: добрый или злой? Докажите примерами из текста.

Дети. — Мальчик был добрым: он поднял жука и посадил его на лопух.

Он не убил его, не уничтожил, хотя жук сделал ему больно: «Ктото враз и больно ударил Артема по щеке, словно вонзился в нее...»

Мальчик даже сказал ему: «Живи скорее, а то зима настанет», он пожалел насекомое.

4я часть Учитель. А сейчас прочитаем последнюю часть. Как автор описывает этого невиданного зверя? Прочитайте. (Дети прочитывают отрывок вслух.) Учитель. А как вы думаете, кто это был? Дети. — Наверное, лошадь.

— А может быть, какаято птица вылетела изза плетня.

Учитель. Автор даже не называет это загадочное суще

Ство. Почему?

Дети. — Чтобы показать эту картину самой страшной.

И чтобы показать, что даже этого самого страшного зверя мальчик не испугался.

Потому что для него в тот момент самое важное было дойти до школы во что бы то ни стало.

Учитель. А из чего вы сделали вывод, что путь в школу для Артема был сильнее страха?

Дети. — При встрече с каждым животным мальчик говорил, что он идет в школу.

И что трогать его нельзя, потому что он идет учиться.

Артем от мамы понял, что учеба — это важное дело.

4. Работа над языковыми особенностями текста

Учитель. А теперь посмотрите, какие слова, фразы в речи мальчика вам кажутся необычными, несвойственными тому, как вы говорите.

(Ребята находят в тексте такие слова, обсуждают их. Учитель таким образом в очередной раз обращает внимание детей на простоту и естественность языка деревенского мальчика.)

5. Работа над главной мыслью рассказа

Учитель. А как вы поняли из этой части: путь в школу был легким для Артема? Дети. — Нет, не легким.

— Он натерпелся страху.

Учитель. И как бы вы озаглавили эту часть? Дети. — «Дорога в школу».

«Трудный путь в школу».

«На пути к школе».

Учитель. А для чего надо ходить в школу? Может быть, мальчик был прав, когда говорил, что ему незачем учиться?

Дети. — Нет, в школу всем надо ходить, чтобы быть умными.

Чтобы многому научиться.

И многое узнать.

Учитель. А вы, став школьниками, что скажете: легко учиться в школе?

Дети. — Нет, трудно.

Учеба — это сложное занятие.

Надо усердно и много трудиться, чтобы много знать и уметь.

Учитель. И теперь, наверное, вы сможете ответить, почему автор показал первый путь мальчика к школе таким трудным, почему он нарисовал такие страшные картины?

Дети. — Наверное, чтобы сказать нам, что героя ожидает в школе нелегкое дело.

— Что учиться в школе важно и ответственно.

— И чтобы быть грамотным, надо преодолеть все трудно

Сти.

Учитель. Вот видите, как мастерски и интересно писатель раскрывает в рассказе эту мудрую мысль. И в этом его авторский «секрет»: Платонов не говорит прямо о важности учения — действительно, в рассказе об этом нет ни единого назидательного слова, — а пишет так, чтобы читатель сам это понял.

В описание, с каким трудом преодолевал Артем совсем короткий промежуток пути к школе (а она действительно была совсем рядом, даже видна от дома), автор вложил символическое значение: именно таким, трудным, и есть путь к настоящим знаниям, и человек должен пройти его сам. Не случайно мудрая мама — вспомните первую часть — отправила мальчика одного, хотя ей было его жалко и «хотелось догнать Артема, взять его за руку и вернуться с ним домой».

Ну а теперь пришло время определить, что было для вас на уроке главным.

Дети. — Мы узнали о том, какой трудный путь был к школе у героя рассказа и почему автор показал его именно таким.

— И о том, что главная мысль этого рассказа — о важно

Сти учения.

Учитель. Вот эту мысль мы и запишем на доске там, где должна быть тема урока. Надо только ее поточнее сформулировать.

(Дети предлагают два варианта:

«Трудный путь к школе» и «Трудный путь к знаниям».)

Учитель. А какой из них более точно выразит авторскую главную мысль?

(Дети определяют второй вариант более точным, учитель записывает тему урока.)

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать