x x
menu

Тема урока: Сущность духовных исканий Гамлета в трагедии Шекспира

Цель:   обобщить знания о трагедии В. Шекспира «Гамлет», дать целостную характеристику главного героя, определить сущность духовных поисков Гамлета; развивать навыки речи, умение проводить диспут; формирование навыков культуры общения, высказывать свою мысль, подбирать аргументы для ответа; воспитывать моральные качества учеников, формировать их мировоззренческую позицию.

Тип урока:     урок-суждение.

Оборудование: тексты трагедии В. Шекспира «Гамлет», иллюстративный материал к образам трагедии (Гамлет, Офелия, мальчик с флейтой), фонологическая запись игры на флейте; тексты стихов Леси Украинки, М. Цветаевой, А. Блока, памятки для участников диспута, тесты.

  • В «Гамлете» человечество видит свои разные лица.
  • Г. Гейне.

Ход урока.

І. Организация классного коллектива.

ІІ. Объявление темы и цели урока. Объяснение эпиграфа урока.

ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Слово учителя. На сегодняшнем уроке, ученики, мы с вами попробуем погрузиться в мир Гамлета - главного героя Шекспировской одноименной трагедии, ощутить его внутренние переживания, и понять трагедию и величие самого героя. Для нас Гамлет - человек мыслящий, талантливый, который жил в мире зла и не мог быть счастливым, пока это зло существовало. И мы с вами попробуем ответить: так кто же на самом деле Гамлет - победитель или побежденный?

Запишите, пожалуйста, тему и эпиграф урока.

Я думаю, вы понимаете, что под разными лицами прячется разное мировосприятие, разная позиция, разные духовные поиски, сомнения, разочарования. Но, прежде всего, мы должны решить, как мы будем разгадывать тайну Гамлета, ведь сегодняшний наш урок - это урок-суждение. У вас, ученики, на партах карточки для участников урока-суждения, прочитайте их, пожалуйста, очень вдумчиво. Ведь, суждение как одна из нестандартных форм работы характеризуется именно теми понятиями, которые помещены у вас в памятке.

IV.       Актуализация опорных знаний учеников с помощью тестовых задач.

1. Работа с тестовыми задачами.

(норма оценивания 1 вопрос - 1 балл, дополнение 1).

V.        Обработка текста. Дифференцированная работа.

Проанализировать по вариантам.

I           вариант: взаимоотношения между Гамлетом и Клавдием.

II         вариант: Гамлет и королева.

III        вариант: Гамлет и Офелия.

(Ответы учеников).

Выразительное чтение стихов Леси Украинки, М. Цветаевой, А. Блока.

Эвристическая беседа

•          Что больше всего Гамлет ценит в людях?

•          Как он относится к жизни и смерти?

•          Почему он притворяется сумасшедшим?

•          Как Гамлет воспринимает атмосферу Датского королевства?

VI.       Использование интерактивного метода «Аквариум».

Постановка проблемного вопроса.

1. Раздумья над образом Гамлета

•          Почему Гамлет не торопится с местью?

•          Почему после рассказа призрака об убийстве отца Гамлет сразу же не отомстил, а колебался, приглашает актеров и даже после спектакля не убивает короля, а осуществляет это лишь тогда, когда сам был уже смертельно ранен?

•          На совести Гамлета не одна смерть: смерть Полония, Офелии, матери, Клавдия, Лаерта, Розенкранца, Гальденстерна, его собственная. Кого-то он убил сознательно, кто-то умер без его непосредственного участия, случайно. Однако, так или иначе, Гамлет причастен ко всем этим смертям. Так можно ли назвать Гамлета положительным героем в полном понимании этого слова?

•          Гамлет активный или бездействующий герой?

•          Как вы думаете, почему вокруг Гамлета властвует атмосфера смерти?

•          Виноват ли Гамлет в этом?

Вывод. Гамлет - противоречивый и сложный образ. Одним из его оппонентов есть он сам. Он сам с собой разговаривает, говорит свои монологи, в которых отражается движение, его мысли и чувства. Чем он был обеспокоен? Что волнует героя?

VII.      Анализ монологов Гамлета. Обращение к иллюстрациям.

•          Назовите монологи Гамлета в последовательности. («Быть или не быть?…», «О, бедный Йорик»).

•          Проследите эволюцию героя в этих монологах. Как изменилось его внутреннее состояние? Какой момент можно назвать кульминацией в развитии героя? Когда он все решил для себя?

•          А теперь сравните монолог «Быть или не быть» с 66-м сонетом В. Шекспира. (Звучит сонет на украинском и английском языках). Ученики строят заключения.

•          Актуальны ли вопросы, поставленные сегодня, касаются ли они вас?

VIII.    Инсценировка отрывка трагедии.

Выполняется под музыку Георга Генделя соната № 3 часть 1.

Посмотрите на персонаж, которого нет в произведении. Мальчик с флейтой. (Демонстрируется иллюстрация).

После спектакля Гамлет берется за флейту. Как вы думаете, какая роль этого инструмента в приведенной сцене? Если бы звучала флейта в конце целой трагедии? Похожа ли эта музыка на музыку, которую вы услышали только что?

IX.       Закрепление знаний, умений.

Ученики самостоятельно делают вывод.

Вывод: флейта — особый музыкальный инструмент, игра на ней зависит от силы дыхания человека. Поэтому флейта - символ выражения внутреннего духа Гамлета. Он говорит, что не позволит играть на себе, т.е. заявляет о своей внешней стойкости и достоинстве. Не считаясь с тем, что все идеалы в мире разрушены, Гамлет имеет стойкость, представления о добре и зле, о чести и справедливости, может отличить настоящего друга от предателей, коварство от лицемерия». Вот посудите, за какую никчемную вещь вы меня считаете? Вы хотите играть на мне. Вам кажется, что вы знаете все мои порядки. Вы стараетесь вырвать сердце моей тайны, вам захотелось подвергнуть испытанию каждую мою ноту, от самой низкой до высочайшей.

В этом вот небольшом приборе много музыки, он имеет замечательный голос. А, тем не менее, вы несостоятельны заставить, чтобы он заговорил. Неужели вы считаете, лихой бы его взял, что на мне легче играть, чем на флейте? Зовите меня каким угодно инструментом, вы можете меня разладить, но не играть на мне!».

И, наверное, прав Гете, который сказал: «Свою наибольшую загадку Гамлет забрал с собой в могилу...».

Х. Итог урока. Мотивация оценок.

ХІ. Домашняя задача.

Написать произведение-раздумье на одну из тем:

1)         «Сущность духовных поисков Гамлета».

2)         «Актуальность финальных раздумий-монологов Гамлета».

Дополнение 1.

Тесты.

1.         Шекспировский вопрос возник из-за ...

а)         незначительного количества фактов из биографии;

б)         ряда фактических ошибок и бессмыслиц;

в)         отсутствия свидетельств участников о его существовании.

2.         Какая пьеса Шекспира не является трагедией?

а)         «Ромео и Джульетта»;

б)         «Двенадцатая ночь»;

в)         «Гамлет».

3.         В сонетах Шекспир воспевает ...

а)         политическую жизнь Англии;

б)         бессмертие;

в)         дружбу мужчин;

г)         женскую красоту и любовь.

4.         В сонетах Шекспир изображает любимую ...

а)         как обычную земную женщину;

б)         как идеал совершенства и красоты;

в)         прекрасное небесное создание.

5.         Какой по жанру является пьеса Шекспира «Гамлет»?

а)         Трагедия;

б)         комедия;

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать