Тип Урока : Усвоение Новых Знаний. Цель Урока : Сформировать Понятие О Нуклонах, Дать Определения изотопа, Химических Элементов, Ознакомить Учащихся с Ядерным Взаимодействием. План урока
Этапы Время Приемы и методы I. Проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний учащихся 5—10 Мин Ответы с места и у доски; беседа; физический диктант
П . Изучение нового материала 15—20 Мин Пояснения учителя; записи на доске и в тетрадях III. Закрепление нового материала 15 мин Самостоятельная работа учащихся IV. Домашнее задание 1—2 Мин Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках
Ход урока I . Проверка Домашнего Задания ; Актуализация Опорных знаний Учащихся Вопросы для организации беседы • Что такое атом? • Что входит в состав атома? • Кто впервые доказал «делимость» атома? • В ходе каких опытов было установлено существование электрона? • В чем суть модели атома Дж. Томсона? • Почему модель атома Томсона не была принята физиками — современниками ученого?
• Кто исследовал внутреннюю структуру атома? • В чем суть опыта Резерфорда? • Почему отклонялись а-частицы в опыте Резерфорда?
• Что из себя представляют а-частицы? • Какую модель атома предложил Э. Резерфорд?
Физический диктант Проводится по пособию [4]. II . Изучение Нового Материала Оказалось, что даже такой микрообъект, как ядро, тоже состоит из более мелких частиц — протонов и нейтронов. Общее название протона и нейтрона — Нуклон (от лат. Nucleus — ядро). Основное отличие между ними заключается в том, что протон обладает положительным электрическим зарядом, по модулю равным заряду электрона, а нейрон электрически нейтрален.
Заряд ядра (Z) Равен числу протонов в ядре и совпадает с порядковым номером элемента в периодической системе Менделеева. Массовое число A, Определяющее атомную массу элемента, равно сумме чисел нейтронов N И протонов Z В ядре: A = Z + N. Любой химический элемент можно записать в видегZAХ.
Например, GНе , g28U. Задания классу 1. Вместо букв Z ШA Проставьте соответствующие числа: ZAА1 , ZAВ. 2. Определите, сколько нуклонов в ядре атома Li; сколько протонов и сколько нейтронов в ядре атома азота; сколько электронов на оболочке. Как возможно совместное и столь близкое сосуществование в ядре протонов — частиц, заряженных одноименным зарядом? Дело в том, что их удерживают самые «крепкие» силы в природе — Ядерные. Они в 100 раз превышают кулоновские силы отталкивания между протонами. Ядерные силы действуют на очень малых расстояниях, сравнимых с размером атомного ядра (~10~1Б м], и на все нуклоны в ядре. Такая протонно-нейтронная модель атомного ядра была предложена в 1932 г. физиками Д . Иваненко и В.
Гейзенбергом. В каждой клетке таблицы Менделеева располагается несколько атомов-«близнецов» одного элемента, ядра которых имеют одинаковое число протонов, но разное число нейтронов. Такие ядра называют Изотопами. Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковы, а вот ядерные — разные. Так, в природе существует водород: !Н — протий, ?Н — дейтрий, J H — тритий, J H — изотоп водорода, открытый в 1963 г. III
Закрепление Нового Материала Самостоятельная работа 1. Чему равен заряд ядра? А Заряду атома Б Заряду электрона В Заряду всех электронов Г Н Е имеет заряда 2.
Как заряжены протоны? А Положительно Б Отрицательно В Н Е имеют заряда Г Зависит от вида атома 3. В состав ядра входят: А Протоны Б Нейтроны В Протоны и электроны Г Протоны и нейтроны 4.
Какими силами удерживаются в ядре протоны и нейтроны? А Гравитационными Б Ядерными В Электрическими 5. Расстояния, на которых действуют ядерные силы: А Больше размера ядра Б Гораздо меньше размера ядра В Сравнимы с размером ядра 6. Число нуклонов в ядре 94Ве Равно: А 9 Б 4 В 5 Г 13 7. Число нейтронов в ядре ®Ве Равно: А 9 Б 4 В 5 Г 13 8.
Число протонов в ядре 94Ве Равно: А 9 Б 4 В 5 Г 13 9. Масса протона примерно равна массе: А Электрона Б Нейтрона В 100 г Г 1 а. е. м. 10. Масса нуклона примерно равна: А Электрона Б Нейтрона В 100 г Г 1 а. е.
м. 11. Число протонов в ядрах изотопов: А Одинаково Б Различно 12.
Число нейтронов в ядрах изотопов: А Одинаково Б Различно Ответы: 1. В. 2. А . 3. Г.
4. Б. 5. В.
6. А . 7. В. 8. Б.
9. А . 10. Г. 11. А . 12. Б. IV
Домашнее Задание Выучить теоретический материал урока.