x x
menu

Тема урока Смешно о серьезном

Цели урока

1. Наблюдение за способами авторов рассказывать о

Серьезных школьных проблемах через комическое изобра

Жение картин жизни.

2. Формирование представлений учащихся о юморе, о про

Зе и поэзии.

Материал для чтения

В. В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя».

Оборудование уроков

Игрушечные телефоны.

Словарь С. И. Ожегова.

Урок 7й I. Проверка домашнего задания

П. Работа над новым материалом

1. Подготовительная работа

Учитель. Мы продолжаем знакомиться с воспоминаниями разных авторов о школьных годах. Сейчас мы будем читать рассказ Виктора Владимировича Голявкина. О чем он? Прочитайте вступительные строчки к тексту на странице 20.

(Ребята читают и отвечают на вопрос. Далее идет знакомство учащихся с цепочками слов из раздела «Предварительное чтение».)

2. Чтение рассказа учителем

(Рассказ лучше всего прочитать учителю, нарисовать интонацией смешную ситуацию, о которой говорится в тексте, и понаблюдать за реакцией учащихся.)

3. Беседа после чтения

(Ребята обмениваются впечатлениями по вопросам учителя:

1. Каким вам показался рассказ? Смешным или серьез

Ным?

2. В каком месте вы смеялись больше всего? Почему?)

Учитель. А теперь давайте обсудим вот такой вопрос:

как вы думаете, обучение в школе — это серьезное дело?

Ученик. Конечно, очень серьезное.

Учитель. А серьезные проблемы надо решать только строго и серьезно? Давайте обратимся еще раз к тексту.

4. Повторное чтение текста с подробным анализом

(Учащиеся читают текст самостоятельно. Далее учитель задает вопросы по тексту. Отвечая на них, учащиеся выбирают из рассказа слова, подтверждающие их мысли и выводы.)




Вопросы

Слова, подтверждающие

Мнение

1) Зачем ученик полез под парту?

Ответы детей:

Чтобы удивить учителя.

«.. .ужасно, наверное, удивится»

Чтобы подшутить над учите

«...вот смехуто будет!»

лем.

Чтобы привлечь к себе вни

«Как заметит учитель, что я ис

мание учителя.

чез?»

На уроке мальчику было не

«Интересно, что он подумает?»

интересно, и он решил приду

мать шутку.

Мальчик был недисциплини

«Ты сегодня сидел очень тихо.

рованным, не умел себя вести.

Вот так бы всегда...»

2) А как ребята отнеслись к по

ступку мальчика? Смешно им

было? Взгляните на иллюстра

цию.

Ответы детей:

— Нет, они не смеялись: на кар

тинке у них серьезные лица.

— Девочка смотрит осуждающе,

пренебрежительно.

— А мальчик, сидящий сзади,

«...Сережка мне в спину ногой

тоже смотрит с насмешкой.

все время тычет».

3) Заметил ли учитель, что

мальчик сидит под партой?

Ответы детей:

— Не заметил.

«Уже полурока прошло, я все

сижу».

«Когда же он увидит, что меня

в классе нет?»

«В чем дело? Ты к доске хо

чешь?»

Заметил, но не подал виду.

«Ты сегодня сидел очень тихо».

Вопросы

Слова, подтверждающие мнение

4) А почему учитель решил так повести себя с учеником? Ответы детей:

— Мальчик сидел на уроке пло

Хо и всем мешал. И учитель ре

Шил, что для этого ученика все

Равно, где сидеть: за партой или

Под партой. А для других ребят

Было лучше: им не мешали ра

Ботать.

— Учитель решил дать возмож

Ность мальчику самому прочув

Ствовать, где лучше: за партой

Или под нею, и мальчик дейст

Вительно убедился.

«А под партой трудно сидеть». «Спина у меня заболела даже». «Попробуйка так посиди!» «Не могу больше так сидеть». «Не выдержал я». «Не досидел до конца урока».

5. Обобщающая беседа

Учитель. Ну а теперь давайте еще раз оценим ситуацию.

Как учителю лучше было решить эту проблему: сразу наказать ученика за этот поступок или поступить так, как описано в рассказе? Докажите.

Дети. — Учитель поступил правильно. Еще неизвестно, чем бы кончилось, если бы учитель велел мальчику вылезти изпод парты. А так мальчик понял.

— И даже извинился. Вот здесь говорится об этом: «Из

Вините, Петр Петрович», «...извините меня, я под партой

Сидел».

Учитель. А вам нравится такое решение проблемы?

Дети. Да. Учитель поступил мудро.

Учитель. А что бы вы сказали о мальчике — герое рассказа? Он плохой ученик?

Дети. — Нет, он не плохой, но недисциплинированный и шаловливый.

— Но он честный: признался учителю в своем плохом

Поступке.

Он еще маленький, не научился вести себя.

Но он исправится, потому что понял, что лучше сидеть за партой тихо и слушать учителя.

Учитель. А вам нравится сам рассказ? Дети. Да, очень. Учитель. А чем нравится? Дети. — Он смешной.

Очень забавный.

О серьезных проблемах автор рассказывает легко, забавно и поучительно.

О серьезном Голявкин рассказывает смешно.

Нам было весело работать на уроке.

Учитель. Можно сказать, что мы открыли еще один «секрет»: авторы могут о серьезном рассказывать вот так, смешно, в шутливой форме, и такое изображение жизни в литературе называется юмором (записывает на доске).

А теперь давайте вместе с вами составим цепочку с этим словом.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать