Цель: продолжить знакомить учеников с творчеством С. Олейника, обобщить и систематизировать знания учеников о юморе, сатире, иронии; проанализировать юмореску «Чудо в ботинке», определяя ее идейно-тематическое направление, художественные особенности и т.п.; развивать умение иронически, критически, с чувством юмора воспринимать явления окружающей действительности и самого себя; грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; формировать эстетичные вкусы; воспитывать чувство уважения к С. Олейнику, его юмору, собственной учебной деятельности, необходимость получения знаний; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет С. Олейника, библиотечка его произведений; фотокарточки школьной жизни учеников; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Чем отличается юмор от сатиры? Приведите пример.

• Какие отрицательные явления, черты характера разоблачает в своих произведениях С. Олейник?

• Прокомментируйте следующие слова Остапа Вишни: «Надо поднять народ к пониманию смеха, хорошего, светлого...».

• Верите ли вы в чудеса? С какой целью в произведениях художественной литературы разных жанров писателями используется мысленное, фантастическое, сказочное?

• Для чего дети ходят в школу? Какие неожиданные ситуации с ними случаются?

• Сравните школу прошлого и современного. Какие преимущества каждой из них, если такие есть?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Такой юмор есть почти у всех отечественных юмористов, но чуть ли не самым  тонким мастером такого юмора есть как раз С. Олейник.

Остап Вишня.

Тот смех, который не обижает, а вылечивает, воспитывает человека, повышает...

Остап Вишня.

Когда человек смеется, она зла не делает.

К. Паустовский.

1. Теория литературы.

1.1. Ирония (представление, лукавство) - троп: скрытая насмешка. Также употребление слова в обратном смысле. Например, с серьезным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-то явлении или человеке. Ирония может быть доброжелательной, печальной, злой, донимающей, гневной. Донимающая, гневная ирония близка к сарказму.

1.2. Гипербола (гр. преувеличение) - троп, который заключается в намеренном преувеличении определенного признака, явления, события с целью предоставить изображаемому большей выразительности, обостренности.

Например. Смельчака такого, такого красавца, такого умницы, как этот мальчик удался, поискать по целому широкому и большому миру, и еще днем, при ясному солнце, и еще со свечой лучистой (Марко Вовчок).

2. Прорабатывание юморески С. Олейника «Чудо в ботинке».

2.1. Выразительное чтение произведения.

2.2. Тема: изображение Васи, который старался воспользоваться «чудом в самом деле волшебным» для отличного обучения, не тратя при этом никаких усилий и стараний.

2.3. Идея: осуждение лени, чрезмерной самоуверенности, равнодушия к работе; стремление легким путем получить в чем-нибудь победу.

2.4. Основная мысль: только в настойчивой работе, ответственном отношении к обучению можно достичь положительных результатов, а не надеяться на случайное чудо.

2.5. Сюжет произведения.

Ученик 5-го класса Вася Боровик решил воспользоваться волшебным советом друга. Его суть: если хочешь учиться на «отлично», необходимо пятак прилепить в ботинок под левую пятку. Однако это чудо не сработало. Вася после окончания уроков получил пять двоек и надавил мозоль.

2.6. Композиция.

Экспозиция: раздумья автора о ленивых людях; Васе посоветовал друг воспользоваться волшебным чудом и без мороки получить пятерки.

Завязка: Вася сделал все так, как ему посоветовал друг.

Кульминация: вместо чуда - в классе смех.

Развязка: Вася получил пять двоек и надавил от пятака себе мозоль - такой результат чуда.

2.7. Характеристика образа Васи Боровика.

Ориентировочный план.

1) Вася Боровик - ученик пятого класса.

2) Черты характера мальчика:

а) ленивый (несерьезно воспринимает обучение);

б) наивный (живет напрасными ожиданиями);

в) беззаботный (верит в большое чудо);

3) Отрицательный пример обучения Васи для современных школьников.

2.8. Анализ содержания юморески с вопросами:

• Почему вас захватывает чудо? Верите ли вы в его существование?

• Как автор относится к ленивым?

(Ждут легенькой удачи, Без труда чтобы им повезло!»).

• Каким мы представляем Васю в начале произведения?

• Что за чудо поразило мальчика?

• Почему Вася решил воспользоваться этим чудом и доверился ему?

• Чем объяснить непривычную походку Васи по дороге в школу?

• Что ощущал Вася Боровик, когда его вызвали на уроках?

• Объясните фразеологизм «ни у сих, ни у тех». Как он касается Васи Боровика?

• Почему пятак в ботинке был морокой для мальчика?

• Понял ли Вася после окончания уроков ошибочность такого чуда? Произошло ли это раньше?

• Какими же, по вашему мнению, будут дальнейшие действия Васи? Обратится ли он к этому чуда в следующий раз?

• Ценит ли Вася дружбу? Изменилось, по вашему мнению, отношение мальчика к другу после получения им пяти двоек?

• Есть ли у нас в классе такие ученики, как Вася?

• Какое «лекарство» вы бы предложили против лини?

• В чем значение данной юморески С. Олейника для современных школьников?

2.9. Художественные особенности произведения.

• эпитеты: «легенькая удача», «волшебное чудо», «большая морока».

• Сравнение: «прилепи его, будто заплату».

• Риторические оклики: «Под пятой же есть пятак!»; «Пятак надавил ему мозоль!»; «А в сумке, столько же двоек!».

• Фразеологизм: «ни у сих, ни у тех».

• Метафоры: «пятак сыграл роль, надавил мозоль».

V. Закрепление изученного материала на тему «С. Олейник «Чудо в ботинке»».

1. Решение тестовых задач.

1. Все ленивые, по мнению автора, ожидают:

а) получение результата с помощью колдовства;

б) легенькой удачи;

в) покоя и счастливой жизни.

2. В каком классе учится Вася? а) пятом; б) шестом; в) втором.

3. О чем рассказал Васе его друг?

а) интересное приключение, которое с ним случилась на каникулах; б) волшебное чудо; в) получение билета в цирк.

4. Что необходимо было сделать Васе для того, чтобы без любых стараний получать пятерки?

а) иметь образцовое поведение;

б) в ботинок положить под пятку пятак;

в) говорить волшебные слова.

5. Почему мальчик поверил своему другу? а) это было уже проверено; б) Вася очень доверял другу; в) не было другого варианта.

6. Какой фразеологизм есть в произведении? а) Ни холодно, ни жарко; б) ни рыба, ни мясо; в) ни у сих, ни у тех.

7. Куда прилепил пятак Вася, идя в школу? а) под пятку; б) колено; в) ботинок.

8. Что было необыкновенного в походке Васи по дороге в школу? а) хромал на левую ногу; б) подпрыгивал на правой ноге; в) она была очень быстрой.