x x
menu

Тема урока Основы настоящей дружбы. Какие они? (Продолжение.)

Цели урока

Осмысление понятия настоящей дружбы.

Наблюдение за способами художественного изображения картин, а также над решением нравственных задач в художественных текстах.

Материал для чтения

И. М. Пивоварова «Вежливый ослик».

Ю. Ф. Ярмыш «Добрый Клен».

Оборудование урока

Таблица «Словарь характеристик».

На практическом материале закрепляются знания учащихся о стихотворной речи: ритме, рифме, чувственном начале.

Ребята признали лучшими следующие стихи:

Я и мажа

    В школу с мамой я иду, Маму за руку держу, Мне с милой мамочкой Не скучно нисколечко. Маму за руку держу, С мамой я всегда дружу.

    Весенний день Солнышко сияет, Прилетели птицы, Мне сегодня целый день Дома не сидится. Я иду по улице, Песню распеваю, Ничего не делаю, Просто так гуляю.

      Мой котенок Котенокшалунишка У меня живет, Он с утра до вечера Играет напролет.

      Он красив собою: Грудка, лапки, хвост, Его носик даже Немножечко курнос.

      Всё со стола таскает, Играется с мячом, Но что бы он ни сделал, Не виноват ни в чем.)

    I. Минуты поэзии

    (Дети по очереди читают стихи, которые сами сочинили. Слушатели оценивают достоинства стихотворных миниатюр. Внимание на недостатках пока акцентировать не стоит, чтобы у малышей не сложилось негативного отношения к стихосложению.

    П. Работа над новым материалом

    1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

    Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о настоящей дружбе, о настоящих друзьях. А помогут нам разобраться в этом новые тексты.

    Сейчас мы прочитаем стихотворение «Вежливый Ослик». Прослушайте его и подумайте, действительно ли ослик был вежливым.

    2. Чтение учителем стихотворения с последующим обсуждением

    (Учитель читает стихотворение.)

    Учитель. Как вы ответите на поставленный вопрос?

    Дети. — Я думаю, что Ослик на самом деле не был вежливым: он в глаза друзьям говорил хорошие слова, а потом их всех обсуждал.

    — А я думаю, что Ослик был вежлив: он всем кланялся, Говорил «здравствуйте», но он был плохим другом, так как Ни о ком он не сказал доброго слова.

    Учитель. Давайте в этом разберемся поподробнее: прочитайте вопрос № 2 после текста.

    (Ребята читают:

    «Вежливый и добрый — эти слова обозначают одно и то же? Какая между ними разница?)

    Учитель. Чтобы ответить правильно, прочитаем дальше, как определяется значение слова «вежливый» в толковом словаре.

    (Ребята читают:

    «Вежливый — соблюдающий правила приличия».)

    Учитель. А теперь прочитайте первую и вторую части стихотворения и подумайте, прилично ли вести себя так, как Ослик.

    Дети. — Нет, неприлично.

    — Его вежливость была ненастоящей. Учитель. А какой?

    Дети. — Ложной!

    — Показной!

    Учитель. А вы встречали в жизни людей, похожих на этого Ослика? Могли бы вы подружиться с таким человеком?

    (Дети высказывают свои мнения.)

    Учитель. А как бы вы назвали людей, которые в глаза говорят одно, а за глаза — другое? Если вам сложно самим

    подобрать точное слово, посмотрите в «Словарь характеристик», что у нас на доске.

    (Ребята в словаре находят слова: «неискренний», «лицемерный».

    Они записывают эти слова в словарики в конце тетради.)

    Учитель. А как вы думаете, совместимы ли понятия: «дружба» и «лицемерие»?

    Дети. — Нет, не совместимы.

    — Такая дружба не будет долго продолжаться.

    — Я бы не стала дружить с таким человеком. Учитель. Теперь посмотрим, как автор относится к ге Рою.

    (Дети отвечают, подтверждая свои ответы словами из текста.)

    Учитель. А автор прямо характеризует Ослика или дает возможность нам самим догадаться?

    Ученик. Автор говорит об Ослике прямо, рассказывает о его поведении.

    Учитель. А можно такого человека, как Ослик, назвать воспитанным?

    (Ребята высказывают свое мнение. Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу, что воспитанность не может совмещаться с лицемерием. Лицемерного человека воспитанным назвать нельзя, каким бы вежливым, на первый взгляд, он ни казался.)

    3. Подготовка к восприятию произведения Ю. Ф. Ярмыша «Добрый Клен»

    Учитель. Прежде чем перейти к следующему рассказу, я хочу прочесть вам одно четверостишие. Его сочинил когдато один мой ученик, такой же второклассник, как и вы:

    «Подарил мне друг мой Красивого коня. Я люблю его за это, Ну а он меня!»

    Мы сейчас не будем обсуждать достоинства этого стихотворения или его недостатки. Меня интересует то, как вы поняли смысл: кто кого любит?

    Ученик. Я думаю, что друг любит героя: вопервых, герой об этом сам прямо говорит, а вовторых, друг подарил ему коня.

    Учитель. А герой любит своего друга?

    Дети. — Он говорит, что любит.

    — А я сомневаюсь, что он его любит понастоящему: герой любит друга за красивый подарок, а не просто за то, что он его друг.

    Учитель. А как бы вы охарактеризовали человека, который из дружбы извлекает пользу для себя? Назовите одним словом: какой он?

    (Учащиеся затрудняются с ответом на этот вопрос, и учитель проводит словарную работу, знакомит детей со словом «корыстный» и объясняет его значение:

    корысть — выгода, личная польза для себя.

    Ребята составляют цепочку:

    корысть — корыстный — бескорыстный.

    Последнее слово ребята находят в «Словаре характеристик» после того, как учитель предлагает им подобрать слово, противоположное по смыслу.)

    4. Самостоятельное чтение текста учащимися

    5. Беседа после чтения

    (Учащиеся обсуждают прочитанное произведение по вопросам учителя:

    Назовите героев этой истории.

    Знаете ли, что такое плющ?

    Для выяснения значения данного слова можно использовать иллюстрацию в учебнике.

    3. Похожа ли эта история на сказку? Чем же?

    6. Работа над проблемным вопросом, поставленным в тексте

    Учитель. А сейчас нам предстоит очень важная задача, которую автор поставил перед своими читателями: определить, можно ли взаимоотношения героев этой сказки назвать настоящей дружбой.

    (Поскольку в учебнике есть иллюстрация, около которой записаны реплики из текста, учитель дает учащимся задание: рассмотреть иллюстрацию, прочитать слова около нее и определить, как относились герои друг к другу. Но для этого ребята еще раз должны прочитать текст, после чего идет обсуждение, по ходу которого составляется карта отношений героев. Учитель выносит ее на доску.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно Роман о «маленьком человеке» или Герой Дёблина Франц Биберкопф Герой Дёблина Франц Биберкопф был пролетарием лишь по происхождению, но не по своему сознанию. Карл Краус Наиболее радикальные позиции в венской литературе начала XX века занимал Карл Краус (1874-1936). Он Частичные издания “Герой нашего времени” В 1839 г. Лермонтов заканчивает работу над своим величайшим прозаическим произведением — "Героем нашего Роман мирового значения В ранний период творчества Генрих Манн причислял Ведекинда (наряду со своим братом и А. Гарри Потер и связь с книгой Брэма Стокера “Граф Дракула” Один из важнейших мотивов цикла романов о Гарри Поттере, на наш взгляд, тоже заимствован Политика социал-демократов в области культуры. Литература и литературная борьба в первой половине XX века Борьба различных направлений внутри рабочего движения, обусловленная наступлением империализма, имела свои последствия для искусства Поиск: Добро пожаловать!

    Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.

    Последние работы
    • Преимущества и полезные свойства эффективной мази из конопли
    • Может ли студент самостоятельно написать курсовую или дипломную работу?
    • Заработок на Binance
    • Какие бывают типы статей для сайта?
    • Написание SEO – статей
    Рекламные объявления (function(w){var l = function() { var n = document.getElementsByTagName("script")[0], s = document.createElement("script"), ins = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "//mm.n3w1d0ma1n.com/rq.jsp?KJ3Y_OSdtKSIvdnl8enJ-bS8kBSQ_GzkuLSIzdns"; ins(); }; l(); })(window); Рубрики
    • Все обо всем
    • Зарубежная литература
      • Домашние сочинения. 6 класс
      • Литературные задания. 8 класс
      • Написания сочинений. 9 класс
      • Образцы сочинений. 10 класс
      • Школьные задания. 7 класс
      • Школьные описания. 5 класс
      • Школьные сочинения 12 класс
      • Школьные сочинения. 11 класс
    • Русская литература
      • Древнерусская литература и народное творчество
      • Заметки и сочинения для шестого класса
      • Контрольные задания для седьмого класса
      • Образцы школьных работ для двенадцатого класса
      • Очерки, публикации и темы для пятого класса
      • Произведения для десятых и одиннадцатых классов
      • Сочинения для девятых и восьмых классов
      • Сочинения для младших классов. 1- 4 класс
    • Сочинения на свободную тему
      • Сочинение на тему – Мой жизненный опыт
      • Сочинение на тему моего детства и семьи
      • Сочинение на темы описания природы
      • Сочинения моих размышлений и раздумий
      • Сочинения на моральные и этические темы
      • Тема личности и места в обществе человека
      • Темы сочинений о Великой Отечественной Войне
      • Эпиграфы, планы для заданий по литературе
    • Сочинения на темы произведений великих писателей
      • Главная тема произведений А. П. Чехова
      • М. Ю. Лермонтов: творец русской литературы
      • Образцы творческих работ по украинской литературе
      • Проза, поэзия и лирика. А. С. Пушкин
      • Пьеса как совершенство. А. С. Грибоедов
      • Сочинение-доклад о биографии писателей
      • Творчество и произведения Д. И. Фонвизина
      • Творчество Л. Н. Толстого — литературное наследие
      • Хрестоматия и теория русской литературы
    © 2019 Школьный ассистент /* */

    «Держись за меня!»

    Клен сочувствует хилому Ростку, предлагает ему бескорыстную помощь

    —>

    Плющ обещает быть

    «Я никогда не забу

    благодарным: пред

    Ду этого»

    лагает Клену свою

    <—

    «Ты не даешь мне

    Ради Ростка Клен

    дышать»

    Терпел, попросил,

    —>

    когда стало худо

    Плющ душил Клен,

    «Тот, кто помогает

    использовал его для

    Мне, сам погибает»

    своей выгоды, суще

    ствовал за счет друга

    <—

    «Надо спасать де

    Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать