Тема урока – Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека

Цели урока

Обобщение представлений учащихся о месте и значении отца в жизни каждого человека.

Продолжение работы над темой художественного произведения.

Закрепление представлений второклассников о способах изображения переживаний человека в этическом тексте.

Отработка навыков выразительного чтения диалогов.

Материал для чтения

А. И. Приставкин «Портрет отца».

I. Проверка домашнего задания

(Учащиеся продолжают работу, начатую на предыдущем уроке: к каждой части рассказа составляют словесную иллюстрацию. Ребята оценивают ответы одноклассников.)

П. Работа над новым текстом

1. Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня мы завершаем чтение произведений об отце. Давайте вспомним еще раз художественные произведения и то, что вы узнали из них о роли отца в жизни и воспитании своих детей.

Дети. — Отец как мужчина является главой и опорой семьи. Он учит детей трудолюбию, с малого возраста приучает сыновей брать на себя самую трудную и ответственную работу в семье (Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»).

— Он учит детей быть ответственными за порученное дело и честно выполнять свои обязанности (В. К. Железников «Солдат на посту»).

    Отец — мужественный и выносливый человек, и таким же качествам учит своих сыновей (Л". Н. Толстой «Прыжок», В. К. Железников «Солдат на посту»).

    У отца особые методы воспитания: более строгие и жесткие, но именно такое воспитание готовит сыновей к жизни (Л". Н. Толстой «Прыжок», В. К. Железников «Солдат на посту»).

    Отец несет ответственность за здоровье и жизнь своих детей и очень переживает за них, готов в любую минуту прийти им на помощь (Л. Н. Толстой «Прыжок»).

Учитель (обобщает ответы детей). Я вижу, вы правильно поняли, как много значит отец для каждого человека. Действительно, большое счастье осознавать, что отец всегда рядом с тобой, что он всегда тебя защитит, убережет, научит, подбодрит, и кажется, что так будет всегда. Но, к сожалению, в жизни не всегда случается так, как мы хотим: войны, тяжелые испытания, чрезвычайные ситуации нередко разлучают детей со своими отцами надолго, а то и навсегда, потому что, когда приходит беда, первыми, кто подвергается тяжелому испытанию, являются наши отцы, настоящие мужчины.

Так, когда началась война с фашистами в 1941 году, все мужчины ушли защищать свою Родину от врага. Многие отцы не вернулись с фронта. Потеря отца обостряет у каждого человека чувства любви к нему, потребность сохранить дорогой образ в своей памяти на всю жизнь.

Об этом тяжелом времени писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин написал рассказ «Портрет отца». Его герои — мальчишки, которые остались без родителей и воспитывались в детском доме.

Прежде чем прочитать рассказ, прочитаем цепочки слов к тексту.

2. Чтение рассказа учителем

Учитель. А теперь прослушайте текст, а потом скажете, почему автор дал ему такое название. (Учитель читает текст.)

3. Беседа после чтения

Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Как вы объясните смысл названия рассказа?

Как вы поняли, фотография человека в полушубке — это портрет настоящего отца героя?

Почему же автор, зная об этом, называет свой рассказ «Портрет отца»?

4. Повторное чтение текста с анализом

Учитель. Чтобы дать более точный ответ на этот вопрос, прочитаем текст еще раз и найдем в нем подробности, рассказывающие о чувствах и переживаниях главных героев.

Итак, давайте прочитаем первый абзац рассказа. Найдите в нем объяснение автора, почему мальчик вырвал из книги портрет чужого человека и какие чувства он испытывал.

(Дети читают, подчеркивают реплики автора и готовятся к ответу.)

Дети. — Человек на обложке книжки был похож на отца мальчика:

«Этот человек был Очень похож на моего отца».

— Мальчик решил взять портрет тайно, чтобы никто не
Видел:

«Стащив книжку, я забрался в самый темный угол...»

— Мальчику дорог был этот портрет, он носил его не в
Кармане, не прятал в другом месте, а всегда носил с собой,
Возле своего тела, под рубахой, где сердце:

«...Засунул Под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы Посмотреть».

— Мальчик скучал по отцу, не хотел, чтобы образ отца
Стерся в его памяти:

«Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я Почти забыл его».

— Мальчик рад был, что нашел портрет своего отца и не
Удержался, чтобы не поделиться этой радостью еще с кем
Либо:

«Я Поделился открытием с Вовкой Акимцевым...»

Учитель. Как Володя отреагировал на сообщение друга? Прочитайте.

(Дети читают: «Он Вырвал портрет из моих рук...»)

Учитель. А теперь прочитайте вторую часть рассказа и найдите описание чувств и переживаний героя, когда он лишился портрета.

Ученик. «Но мне Нужен был отец. Я Перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. Я Плакал по ночам.

Учитель. А теперь поговорим о Володе Акимцеве. Как вы думаете, почему он отобрал у мальчика портрет?

Ученик. Я вначале думал, что из вредности, чтобы показать свою силу, ведь автор пишет, что он был «самым сильным парнем нашей спальни», но в конце рассказа я понял, что Володе тоже хотелось иметь портрет своего отца.

Учитель. А автор нам прямо говорит об этом?

Ученица. Нет, автор прямо не говорит, он только пишет:

«Володька Акимцев Не отдал портрета. Он Спрятал его...»

А в конце автор пишет о чувствах и переживаниях этого героя:

«В глазах Володьки были зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий».

Учитель. А почему мальчик ничего не пожалел для обмена?

Дети. — Потому что эта фотография была для него дороже всего на свете.

— Ведь мальчик считал ее портретом своего отца, а это
Самое дорогое, что у него было.

Учитель. А почему так неожиданно поступил в конце рассказа Володя Акимцев?

Дети. — Он понял чувства и переживания своего друга. Наверное, он слышал его плач по ночам.

    Ведь он испытывал те же чувства, что и мальчик, и эти чувства стали близки и понятны Володе.

    Его сердце было переполнено тоской и болью по своему отцу, поэтому он решил без обмена вернуть портрет мальчику.

— А я заметила, что при возврате фотографии Володя
Акимцев испытывает глубокое волнение: последняя фраза
Его речи осталась незаконченной, с многоточием.

Учитель. Молодец! Давайте найдем эти слова и прочитаем.

(Дети читают конец рассказа, отмечают слова, которыми автор передает чувства и переживания героев.)

Учитель. А теперь давайте еще раз вернемся к названию рассказа: почему автор так назвал его? Что он хотел сказать?

Дети. — Автор рассказал, что портрет чужого человека был одинаково дорог обоим героям как память об отце.

    И еще автор показал, что, храня у себя чужой портрет, герои старались таким образом сохранить в своей памяти дорогой образ родного отца.

    И что для каждого человека образ отца — самое святое и дорогое, что хранит память.

Учитель. А теперь давайте прочитаем рассказ еще раз: по ролям. Вы очень хорошо поняли чувства героев, прониклись их переживаниями — это было видно из ваших ответов. А теперь попробуйте передать это чтением.

5. Чтение текста по ролям

(Дети читают рассказ по ролям, стараясь точно подбирать интонацию для передачи чувств и переживаний героев.)

Домашнее задание. Приготовить устный рассказ о своем отце. Вспомнить случаи, когда отец помог в трудных ситуациях, научил чемулибо.

Найти и выучить стихотворение об отце или дедушке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент