x x
menu

Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапёр». Рождественское чудо

Тема урока : Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И.Куприна «Тапёр». Рождественское чудо. Цели : 1. Образовательные: – Раскрыть центральные образы рассказа. – Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями.

2. Развивающие: 1 Развивать умение выделять эпизоды. 2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей. 3 Развивать умение соотносить прототип и литературный образ. 3. Воспитательные: - Убеждать детей в возможности чуда. - Воспитывать в детях умение видеть лучшее в человеке. Оборудование и наглядность: Выставка книг, портрет. Эпиграф: Человек ищет чудес. Если бы он только видел, как чудесно человеческое сердце! Хазрат Инайят Хан План урока : 1.

Оргмомент (1 мин.). 2.

Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.). 3. Проверка домашнего задания (лексическая работа; 15 мин). 4. Анализ текста (22мин.

) 5. Итог урока (4 мин.

). 6. Домашнее задание (1 мин. ). Ход урока : I Оргмомент . II Психологическая подготовка: Ребята, давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Александр Иванович Куприн). Какой рассказ Куприна мы читали в прошлый раз?

(«Тапер»). Каков жанр этого произведения? (Святочный рассказ) Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом, и для начала давайте проверим, как вы поработали дома. III Проверка домашнего задания : Дома вам нужно было перечитать рассказ, отметить непонятные слова и выражения и попытаться дать их толкование. (Ученики называют непонятные слова и выражения, в особо трудных случаях учитель сам дает толкование). IV Анализ текста: Ребята, работая над непонятными словами и выражениями, вы, наверное, обратили внимание, что одни из них относятся к миру детей (кадеты, юнкера, реалист), другие - к миру взрослых (полотеры, отпрыск богатого рода, Английский клуб). А как сосуществуют в рассказе эти два мира? Они постоянно взаимодействуют или у взрослых своя жизнь, у детей - своя? (Эти миры существуют обособленно).

Как вы это докажите? (Ирина Алексеевна никогда не выходила из своих комнат, Аркадий Николаевич редко бывал дома, Тину при подготовке к елке вместе с младшей сестрой раньше запирали в чулане). Но Аркадий Николаевич иногда общался с молодежью? Как это происходило? (он устраивал им праздник). Какой праздник устраивает Аркадий Николаевич для детей в рассказе? (Рождественскую елку). Почему каждый год он принимает в подготовке к этому празднику очень активное участие? («Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие»).

В рассказе есть очень важный момент, когда мир детей и мир взрослых в буквальном смысле соединеются. Как и почему это происходит? (« Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи <... > бежал к своим игрушкам, оставленным кому-нибудь на временное хранение». Зазвучала музыка и радостное настроение распространилось на всех вне зависимости от возраста).

Кто является главным героем рассказа? Почему? (Тапер Юрий Азагаров, так как именно он движет сюжет, именно через отношение к нему характеризуются другие персонажи). К миру детей или взрослых мы можем отнести тапер? (К миру детей его отнести сложно, потому что он не такой наивный, как Тина, он даже называет себя «Юрий»). Как относятся к таперу при появлении в доме Рудневых? (его недооценивают и считают слишком юным). Меняется ли отношение к таперу в рассказе? После чего? (Меняется.

После того как он играет Листа). Чтение отрывков. Мы говорили, что в святочном рассказе должно обязательно происходить чудо. Какое чудо произошло с Юрием Азагаровым? (Его заметил композитор Рубинштейн).

А что здесь такого чудесного? Ведь такая ситуация вполне могла произойти на самом деле. (Человека оценили по достоинству за его талант, а не за положение в обществе). А почему прототипом для одного из персонажей Куприн избирает именно Рубинштейна? (Он открыл консерваторию и находил молодые таланты). А только ли с Азагаровым произошло чудо в рассказ? (с Рубинштейном тоже случилось чудо: он нашел талантливого мальчика). V Итог урока : Эпиграфом к нашему уроку послужили слова восточного мудреца. Как, на ваш взгляд они могут помочь раскрыть идею рассказа Куприна? (Чудес надо ждать не от сверхъестественных сил.

Человек с добрым сердцем сам может сотворить чудо, как это сделал Рубинштейн). VI Домашнее задание : Написать сочинение-миниатюру на тему: «Бывают ли в жизни чудеса?». Прочитать рассказ Куприна «Скворцы», определить тему, идею. Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать