x x
menu

Тема урока. Итоговое повторение. Предложения с обособленными членами, обращениями, вводными словами

Цели: систематизировать и обобщить теоретические сведения по теме урока; совершенствовать правописание, учебно-языковые умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений. Ход урока I.

Организационный этап II. Мотивация учебной деятельности Законы математики, физики, химии отражают «устройство» окружающего нас мира. а правила орфографии и пунктуации в определённом смысле условны, они — результат соглашения между людьми.

Своего рода «общественный договор». Как левостороннее или правостороннее дорожное движение.

Но знание этих правил-«соглашений» ничуть не менее необходимо для нормальной жизни и общества в целом, и каждого человека в отдельности, чем знания объективных законов природы. Так вот, каждый человек, независимо от той деятельности, которую он для себя изберёт, непременно должен уметь грамотно писать, уметь чётко и ясно излагать свои мысли, правильно понимать то, что изложено другими. III. Актуализация опорных знаний Работа с обобщающими схемами (беседа с выполнением практических заданий) Что называется обращением? Приведите примеры предложений с обращениями и определите, какова роль обращений в этих предложениях. Что общего между обращениями и вводными словами (словосочетаниями)?

Расскажите о постановке знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Б) Выделение запятыми обособленных согласованных определений В какой позиции обычно выделяются запятыми согласованные определения? При каких условиях выделяются запятыми согласованное определение, стоящее перед определяемым словом? Какое обстоятельственное значение обычно имеют согласованные определения, когда они выделяются запятыми? Сформулируйте правила о пунктуационном выделении обособленных согласованных определений. Подберите предложения, в которых были бы обособленные согласованные определения; составьте схемы расстановки знаков препинания в них.

В) Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами (трудные случаи) Примечания 1. Не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играючи, крадучись. 2. Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия (спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши и др.). Y Рассмотрите схемы. Ответьте на вопросы.

А) Почему не разделяются запятой деепричастные обороты в схе Ме 1? Б) Что соединяет союз и в схемах 1, 2, 3? В) Почему выделен запятыми каждый из деепричастных оборотов в схеме 3?

• Придумайте или подберите примеры, в которых были бы однородные или неоднородные деепричастные обороты. Составьте схемы расстановки знаков препинания в этих предложениях. • Придумайте предложения, которые иллюстрировали бы примечания. IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. практическая работа Прочитайте. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются вводными.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. 1) Что может быть вреднее человека обл..дающего знанием но (не)имеющего доброго сердца? Он все свои знания употр..бит (во)зло (Г. Сковорода). 2) может быть самая большая радость это общение с бли..кими тебе по духу людьми. 3) В воздухе пахло водой, травой, туманом — одним словом пахло ранним прекрасным летним утром (Л. Толстой). 4) одним словом он перечеркнул всё что говорили до него. 2. осложнённое списывание Прочитайте и укажите обособленные члены предложения, объясните, на каких правилах основано их обособление. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Расскажите, какой вид связи предложений использован во втором абзаце. Составьте схему последнего предложения. Великие произведения иску..тва отличаются тем что перейдя за грани веков и даже тысяч..летий они сохр..няют не только историческую ценность но и художественное обаяние продолжая воздействовать на сердца и души новых поколений. В кажд..ю новую эпоху они как бы заново рождаются оказывая непосредственное влияние на развитие вечно обновляющегося и потому вечно молодого иску.. тва. Именно к такого рода произведениям относится Слово о полку Игореве г..ниальное творение без..мянного русского поэта. Посв..щённое одной из самых трагических эпох русской истории эпохе удельных княжеских междоусобиц оно высоко поднялось над всеми местническими интересами вобрав в себя самые заветные сокровенные думы и чаяния народа обеспоко.. ного не столько вып..вшими на его долю бедами сколько судьбами родной земли. Автор «Слова» (не) бесстрастный летописец а страстный боец за утверждение самых высоких идеалов своего народа за счастливое буд..щее Родины против всего что связывает её силы мешает ей разверну(т, ть)ся во всю мощь. (По Н. Рыленкову) 3. самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) V. Рефлексия. Подведение итогов урока Работа в группах 1 группа. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами» 2 группа. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания при обособленных членах предложения». (Регламент — 3 минуты) VI. Домашнее задание 1. Повторить теоретический материал по теме урока. 2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать