Тема урока: Искусство возрождения. Ренессансный идеал гармоничной личности

Светлые и возвышенные идеалы Возрождения воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо да Винчи, он синтезировал достижение своих предшественников и создал свой образ прекрасного, гармоничного человека на фоне величественной архитектуры или природы. Наиболее известным произведением является «Сикстинская мадонна». Легко идет по тучам Мария с грудным ребенком на руках, ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и обеспокоенно смотрит она в даль, словно предчувствуя трагическую судьбу своего сына. Безупречная гармония и динамическое равновесие композиции, тонкий ритм плавных очертаний, естественность и свобода движений представляют непревзойденную силу этого целостного и прекрасного образа.

Сообщение ученика о Микеланджело.

Кульминацией Высокого Возрождения в Италии было наследие Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Он известен как гениальный скульптор, живописец, архитектор, инженер, поэт, вместе с тем он был борцом за высокие гуманистические идеалы. Его роспись Сикстинской часовни стала шедевром мирового искусства. Библейские персонажи приобретают невиданную силу, эмоциональную выразительность. Одним из величественных архитектурных творений Микеланджело является собор Святого Петра в Риме. Он весь приникнут динамикой, которая утверждает стремление человеческого духа к преобразованию.

Сообщение ученика о Тициане.

Представителем венецианской школы был художник Тициан (1485/1490-1576). Он всегда был верный гуманистическим принципам, верил в волю и ум человека, в силу его творческих возможностей. Ранние произведения художника имеют мистический характер, но на протяжении дальнейшей жизни образы Тициана становятся более глубокими, активными, жизнерадостными. Тициан стал новатором в жанре портрета, который нередко превращается в психологическую картину, которая раскрывает внутренние конфликты людей.

Сообщение ученика об Альбрехте Дюрере.

Возрождение в Германии удостоверило творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528). Стремление к идеальной гармонии мира, стремление найти путь к познанию реальных законов природы и жизни - главные признаки его искусства. Полотна Дюрера считают контрастностью. В его работах соединились бесстрастие и чувствительность, обобщенная абстрактность и конкретная детализация. Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает острый конфликт человека со средой, его понимание обязанности и морали.

V. Задача на повторение. Сообщение группы учеников-«биографов».

Ф. Петрарка и его «Книга песен». Одним из первых итальянских гуманистов итальянского Возрождения стал Франческо Петрарка (1304-1374). Он был известен как научный работник и как автор изысканных поэзий, увенчанный лаврами в Риме, в Капитолии. Однако наибольшим вознаграждением в своей жизни он считал любовь, подаренную ему Богом. «Петь по-новому о Любови я стремлюсь», - провозгласил художник. Что же вызвало вдохновение поэта?

В 1327 году в церкви Святой Клары в Авиньйоне он увидел молодую женщину Лауру, в которую сразу влюбился и которая стала его музой на всю жизнь. Ему было двадцать три, ей - двадцать. Она была уже замужней, он - молодым ученым и поэтом. Каждый год Петрарка отмечал годовщину их встречи. И незадолго до смерти написал: «Уже ни о чем я не мечтаю, кроме нее». Лаура умерла очень рано, в сорок лет, в те времена женщины рано старели, однако Петрарка не замечал ее старости, морщин на лице, седины в волосах. Она для него так и осталась вечно прекрасной и вечно недосягаемой - Идеалом. Свою любовь Петрарка излил в «Книге песен» («Канцоньере»), которая стала гимном высокой любви. Работу над сборником поэт начал еще в тридцатые годы, а завершил незадолго до смерти. Книга делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Смерть любимой была большой потерей для Петрарки, однако и после смерти она осталась для него живой в его воображении, так как настоящая любовь никогда не умирает.

VI.       Выразительное чтение учениками сонета № 61 Ф. Петрарки.

Беседа с вопросами.

•          О чем упоминает поэт в этом стихе?

•          Как создается образ идеальной любви?

•          Какие художественные средства используются в украинском переводе Д. Павлычко для воспроизведения чувств художника?

VII.      Устное рисование.

Образ идеальной любви.

В сонетах Петрарки нет выразительного образа земной женщины, так как поэт создал идеальный образ. А какой вы представляете себе Лауру - и земную женщину, и поэтический образ?

Творческая задача.

Прочитайте стих О. Николенко «Лаура». Какие образы и мотивы поэзии Петрарки использованы в этом произведении? Как здесь изображается Лаура? Обратите внимание на сравнения, определите их роль в тексте. Какая мысль утверждается в стихе? Как она соотносится с идеями Возрождения? (Учитель выразительно читает стих).

Лаура.

  • Мне приснилась Лаура во сне,
  • Явившись из петрарковых мучений:
  • Она собирала цветы весной,
  • И голуби садились ей на руки.
  • Она шла неслышно по земле,
  • Окутанная вуалью тайны,
  • Стройная, будто луч, в утренней мгле,
  • Легкая и хрупкая, как сказочная птица.
  • Святая, будто ангел, чистая - как роса,
  • С небесных звезд сплела себе ожерелье;
  • Невиданная и неслыханная красота
  • Светилась тихо сиянием лучистым.
  • А люди шли, минуя красоту –
  • Величественную - без роскошного наряда...
  • Тот странный сон, как воспоминание, я несу
  • В сердце, которое проникнуто любовью...

VIII. Закрепление знаний.

IX.       Итоговая беседа.

Какую эпоху называют Возрождением?

Назовите этапы эпохи Возрождения.

Объясните термин «Возрождение». Кто его впервые использовал?

Каким изображается человек в искусстве Возрождения?

Назовите выдающихся художников эпохи Возрождения. Что характерно для их произведений?

Какие идеи утверждаются в сонетах Петрарки?

X.        Домашняя задача.

Прочитать сонеты В. Шекспира № 66, 116, 1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент