x x
menu

Тема урока: Искусство возрождения. Ренессансный идеал гармоничной личности

Цель: дать общий обзор литературы и искусства Возрождения, охарактеризовать сущность духовно-культурного переворота периода Возрождения, ознакомить учеников с известнейшими произведениями и художниками эпохи; развивать навыки исследовательской деятельности, умение готовить сообщение, делать искусствоведческий и литературоведческий комментарий; воспитывать интерес к культуре Ренессанса.

Тип урока: урок-презентация эпохи.

Оборудование: репродукция произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других художников; произведения Ф. Петрарки и др.

  • Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, лишившись сомнений, сам стал творцом и сам окончательно создал свой образ. Тебе дана возможность упасть до уровня животных, однако вместе с тем ты имеешь возможность подняться до уровня Бога лишь благодаря своей внутренней воле…
  • П. де ла Мирандола «О человеческом достоинстве».

Ход урока.

І. Организация классного коллектива.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

•          Вспомните, какая страна была родиной Возрождения?

•          Назовите его первых представителей.

•          Какие идеи Возрождения провозгласил Данте в своей «Божественной комедии»?

•          Каким изображается человек в его произведении?

•          Чем отличается изображение человека в «Божественной комедии» от традиций средневековой литературы?

•          Как в поэме утверждается мысль о возможности духовного развития личности и мира?

•          Охарактеризуйте идеал поэта.

ІІІ. Объявление темы и эпиграфа урока.

В трактате итальянского гуманиста Пика де ла Мирандолы отображается в концентрированном виде весь духовный опыт эпохи Возрождения. Слова, которые стали эпиграфом к уроку, говорит Адаму, первому человеку на земле, сам Бог. И Бог в трактате писателя поднимает человека к своему уровню, делает ударение на необходимости духовного подъема. Таким образом, Пика делла Мирандола утверждает главные идеи эпохи Возрождения - саморазвития человека, возможности его морального усовершенствования, получение свободы, способности к преобразованию мира силой своего ума, души, творчества.

І. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1.         Словарная работа.

Возрождение (или Ренессанс) — это широкое идеологическое и культурное движение, которое возникло в странах Западной Европы в процессе их перехода от эпохи Средневековья до Нового времени (вторая половина ХV ст. (в Италии — с ХІ ст.) до середины ХVІІ ст.).

2.         Лекция учителя.

Этапы Возрождения. На предыдущих уроках мы говорили, что впервые термин «Возрождение» использовал в ХVІ столетии художник Джорджо Вазари в трактате «Жизнеописания знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550 год). Этот термин связан с идеей возрождения античного наследия в новые времена.

Искусство Возрождения прошло несколько этапов:

•          Проторенессанс ( ХІІ-ХІІІ ст.);

•          Раннее Возрождение ( ХІ-ХV ст.);

•          Высокое Возрождение ( 90-е годы ХV ст. - первая треть ХVІ ст.);

•          Позднее Возрождение (вторая половина ХVІ ст.).

Последовательность этапов эпохи Возрождения в разных странах проявлялась по-разному. Классической страной эпохи Возрождения считается Италия, где прослеживаются все его этапы. А в некоторых странах не было того или иного этапа. И вдобавок начало ренессансной эпохи и ее конец тоже были неравномерными, это зависело

 от тех экономических и культурных условий, которые сложились в каждой

 европейской стране отдельно.

Гуманистический характер культуры Возрождения.

В основе культуры эпохи Возрождения лежит принцип гуманизма (лат.— человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Давнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это идеализированный, героизированный, но и сам он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, который сам себя создает, не имея никаких сомнений. Конечно, это была высокая мечта художников. Но в их творениях этот образ приобретал живую силу, чрезвычайной реальности. Люди в изображении ренессансных мастеров выглядят и совсем живыми, реальными и вместе с тем чрезвычайными, не такими как все. Они принадлежат одновременно и к земному, и к высшему планам бытия. Благодаря этому современное переводилось на уровень вечного, утверждалась богоподобность реального человека.

Идеалы эпохи Возрождения охватывают не только искусство, а и науку, политику и экономическую жизнь, сферу идеологии. В это время в недрах феодализма рождаются капиталистические отношения, возрастает мощь европейских городов, где благодаря переходу от ремесла к мануфактуре формируется новый класс буржуазии. Крестьяне приобретают волю, натуральный налог заменила денежная рента. Крепнут экономические отношения в Европе, создаются сильные централизованные государства, в которых постепенно формируются буржуазные слои. Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др.). Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего - большой переворот в культуре, которая проявляется в таких ее чертах.

Основные черты культуры Возрождения.

•          Повышение интереса к личности, признанию ее ценности;

•          Утверждение физического и морального самосовершенствования личности;

•          Провозглашение принципа равенства всех людей, несмотря на их происхождение, классовый и имущественный статус;

•          Поэтизация активной деятельности человека, который объединяет личные и общественные интересы;

•          Утверждение высокого назначения человека в процессе преобразования мира;

•          Ориентация на античное наследие;

•          Светский характер культуры, освобождение от средневековой схоластики;

•          Историзм (осмысление человека и его жизни в связи с историческими обстоятельствами);

•          Формирование ренессансного реализма.

Эпоха Возрождения - яркая и неповторимая. Она поражает неудержимым взлетом фантазии художников, подъем духа, большой верой в творческие возможности человека. Никогда еще искусство не играло такой значительной роли в жизни общества, никогда не было таким величественно прекрасным.

3.         Просмотр репродукций произведений художников Возрождения.

4.         Комментарий группы учеников-«искусствоведов». Сообщение ученика о Леонардо да Винчи.

Основателем стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452-1519) - гений, чье творчество ознаменовало новый переворот в культуре. Искусство для него было средством познания мира и выражением своей мировоззренческой позиции. «Мадонна в гроте» - первая монументальная композиция Высокого Возрождения, его персонажи - Мария, Иоанн, Христос и ангел - преисполненные поэтического величия и жизненной выразительности. Они становятся воплощением идеальных образов духовного счастья.

В мир реальных страстей переносит зрителей «Тайный ужин». Ограничив к минимуму изображения интерьера, художник сосредоточился на выражениях лиц персонажей, которые воссоздают драматизм событий. Портрет Моны Лизы («Джоконда») стал символом Высокого Возрождения. Невиданная глубина и значимость образа объединяются с индивидуальными чертами, неповторимой таинственностью Моны Лизы, которая оставила загадку своей улыбки следующим поколениям.

Сообщение ученика о Рафаэле.

Светлые и возвышенные идеалы Возрождения воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо да Винчи, он синтезировал достижение своих предшественников и создал свой образ прекрасного, гармоничного человека на фоне величественной архитектуры или природы. Наиболее известным произведением является «Сикстинская мадонна». Легко идет по тучам Мария с грудным ребенком на руках, ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и обеспокоенно смотрит она в даль, словно предчувствуя трагическую судьбу своего сына. Безупречная гармония и динамическое равновесие композиции, тонкий ритм плавных очертаний, естественность и свобода движений представляют непревзойденную силу этого целостного и прекрасного образа.

Сообщение ученика о Микеланджело.

Кульминацией Высокого Возрождения в Италии было наследие Микеланджело Буонаротти (1475-1564). Он известен как гениальный скульптор, живописец, архитектор, инженер, поэт, вместе с тем он был борцом за высокие гуманистические идеалы. Его роспись Сикстинской часовни стала шедевром мирового искусства. Библейские персонажи приобретают невиданную силу, эмоциональную выразительность. Одним из величественных архитектурных творений Микеланджело является собор Святого Петра в Риме. Он весь приникнут динамикой, которая утверждает стремление человеческого духа к преобразованию.

Сообщение ученика о Тициане.

Представителем венецианской школы был художник Тициан (1485/1490-1576). Он всегда был верный гуманистическим принципам, верил в волю и ум человека, в силу его творческих возможностей. Ранние произведения художника имеют мистический характер, но на протяжении дальнейшей жизни образы Тициана становятся более глубокими, активными, жизнерадостными. Тициан стал новатором в жанре портрета, который нередко превращается в психологическую картину, которая раскрывает внутренние конфликты людей.

Сообщение ученика об Альбрехте Дюрере.

Возрождение в Германии удостоверило творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528). Стремление к идеальной гармонии мира, стремление найти путь к познанию реальных законов природы и жизни - главные признаки его искусства. Полотна Дюрера считают контрастностью. В его работах соединились бесстрастие и чувствительность, обобщенная абстрактность и конкретная детализация. Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает острый конфликт человека со средой, его понимание обязанности и морали.

V. Задача на повторение. Сообщение группы учеников-«биографов».

Ф. Петрарка и его «Книга песен». Одним из первых итальянских гуманистов итальянского Возрождения стал Франческо Петрарка (1304-1374). Он был известен как научный работник и как автор изысканных поэзий, увенчанный лаврами в Риме, в Капитолии. Однако наибольшим вознаграждением в своей жизни он считал любовь, подаренную ему Богом. «Петь по-новому о Любови я стремлюсь», - провозгласил художник. Что же вызвало вдохновение поэта?

В 1327 году в церкви Святой Клары в Авиньйоне он увидел молодую женщину Лауру, в которую сразу влюбился и которая стала его музой на всю жизнь. Ему было двадцать три, ей - двадцать. Она была уже замужней, он - молодым ученым и поэтом. Каждый год Петрарка отмечал годовщину их встречи. И незадолго до смерти написал: «Уже ни о чем я не мечтаю, кроме нее». Лаура умерла очень рано, в сорок лет, в те времена женщины рано старели, однако Петрарка не замечал ее старости, морщин на лице, седины в волосах. Она для него так и осталась вечно прекрасной и вечно недосягаемой - Идеалом. Свою любовь Петрарка излил в «Книге песен» («Канцоньере»), которая стала гимном высокой любви. Работу над сборником поэт начал еще в тридцатые годы, а завершил незадолго до смерти. Книга делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Смерть любимой была большой потерей для Петрарки, однако и после смерти она осталась для него живой в его воображении, так как настоящая любовь никогда не умирает.

VI.       Выразительное чтение учениками сонета № 61 Ф. Петрарки.

Беседа с вопросами.

•          О чем упоминает поэт в этом стихе?

•          Как создается образ идеальной любви?

•          Какие художественные средства используются в украинском переводе Д. Павлычко для воспроизведения чувств художника?

VII.      Устное рисование.

Образ идеальной любви.

В сонетах Петрарки нет выразительного образа земной женщины, так как поэт создал идеальный образ. А какой вы представляете себе Лауру - и земную женщину, и поэтический образ?

Творческая задача.

Прочитайте стих О. Николенко «Лаура». Какие образы и мотивы поэзии Петрарки использованы в этом произведении? Как здесь изображается Лаура? Обратите внимание на сравнения, определите их роль в тексте. Какая мысль утверждается в стихе? Как она соотносится с идеями Возрождения? (Учитель выразительно читает стих).

Лаура.

  • Мне приснилась Лаура во сне,
  • Явившись из петрарковых мучений:
  • Она собирала цветы весной,
  • И голуби садились ей на руки.
  • Она шла неслышно по земле,
  • Окутанная вуалью тайны,
  • Стройная, будто луч, в утренней мгле,
  • Легкая и хрупкая, как сказочная птица.
  • Святая, будто ангел, чистая - как роса,
  • С небесных звезд сплела себе ожерелье;
  • Невиданная и неслыханная красота
  • Светилась тихо сиянием лучистым.
  • А люди шли, минуя красоту –
  • Величественную - без роскошного наряда...
  • Тот странный сон, как воспоминание, я несу
  • В сердце, которое проникнуто любовью...

VIII. Закрепление знаний.

IX.       Итоговая беседа.

Какую эпоху называют Возрождением?

Назовите этапы эпохи Возрождения.

Объясните термин «Возрождение». Кто его впервые использовал?

Каким изображается человек в искусстве Возрождения?

Назовите выдающихся художников эпохи Возрождения. Что характерно для их произведений?

Какие идеи утверждаются в сонетах Петрарки?

X.        Домашняя задача.

Прочитать сонеты В. Шекспира № 66, 116, 1.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать