Тема урока: Искусство возрождения. Ренессансный идеал гармоничной личности

Цель: дать общий обзор литературы и искусства Возрождения, охарактеризовать сущность духовно-культурного переворота периода Возрождения, ознакомить учеников с известнейшими произведениями и художниками эпохи; развивать навыки исследовательской деятельности, умение готовить сообщение, делать искусствоведческий и литературоведческий комментарий; воспитывать интерес к культуре Ренессанса.

Тип урока: урок-презентация эпохи.

Оборудование: репродукция произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других художников; произведения Ф. Петрарки и др.

  • Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, лишившись сомнений, сам стал творцом и сам окончательно создал свой образ. Тебе дана возможность упасть до уровня животных, однако вместе с тем ты имеешь возможность подняться до уровня Бога лишь благодаря своей внутренней воле…
  • П. де ла Мирандола «О человеческом достоинстве».

Ход урока.

І. Организация классного коллектива.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

•          Вспомните, какая страна была родиной Возрождения?

•          Назовите его первых представителей.

•          Какие идеи Возрождения провозгласил Данте в своей «Божественной комедии»?

•          Каким изображается человек в его произведении?

•          Чем отличается изображение человека в «Божественной комедии» от традиций средневековой литературы?

•          Как в поэме утверждается мысль о возможности духовного развития личности и мира?

•          Охарактеризуйте идеал поэта.

ІІІ. Объявление темы и эпиграфа урока.

В трактате итальянского гуманиста Пика де ла Мирандолы отображается в концентрированном виде весь духовный опыт эпохи Возрождения. Слова, которые стали эпиграфом к уроку, говорит Адаму, первому человеку на земле, сам Бог. И Бог в трактате писателя поднимает человека к своему уровню, делает ударение на необходимости духовного подъема. Таким образом, Пика делла Мирандола утверждает главные идеи эпохи Возрождения - саморазвития человека, возможности его морального усовершенствования, получение свободы, способности к преобразованию мира силой своего ума, души, творчества.

І. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1.         Словарная работа.

Возрождение (или Ренессанс) — это широкое идеологическое и культурное движение, которое возникло в странах Западной Европы в процессе их перехода от эпохи Средневековья до Нового времени (вторая половина ХV ст. (в Италии — с ХІ ст.) до середины ХVІІ ст.).

2.         Лекция учителя.

Этапы Возрождения. На предыдущих уроках мы говорили, что впервые термин «Возрождение» использовал в ХVІ столетии художник Джорджо Вазари в трактате «Жизнеописания знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550 год). Этот термин связан с идеей возрождения античного наследия в новые времена.

Искусство Возрождения прошло несколько этапов:

•          Проторенессанс ( ХІІ-ХІІІ ст.);

•          Раннее Возрождение ( ХІ-ХV ст.);

•          Высокое Возрождение ( 90-е годы ХV ст. - первая треть ХVІ ст.);

•          Позднее Возрождение (вторая половина ХVІ ст.).

Последовательность этапов эпохи Возрождения в разных странах проявлялась по-разному. Классической страной эпохи Возрождения считается Италия, где прослеживаются все его этапы. А в некоторых странах не было того или иного этапа. И вдобавок начало ренессансной эпохи и ее конец тоже были неравномерными, это зависело

 от тех экономических и культурных условий, которые сложились в каждой

 европейской стране отдельно.

Гуманистический характер культуры Возрождения.

В основе культуры эпохи Возрождения лежит принцип гуманизма (лат.— человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Давнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода. Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это идеализированный, героизированный, но и сам он стал сущностью ренессансной культуры. Эстетичный идеал Возрождения - образ человека, который сам себя создает, не имея никаких сомнений. Конечно, это была высокая мечта художников. Но в их творениях этот образ приобретал живую силу, чрезвычайной реальности. Люди в изображении ренессансных мастеров выглядят и совсем живыми, реальными и вместе с тем чрезвычайными, не такими как все. Они принадлежат одновременно и к земному, и к высшему планам бытия. Благодаря этому современное переводилось на уровень вечного, утверждалась богоподобность реального человека.

Идеалы эпохи Возрождения охватывают не только искусство, а и науку, политику и экономическую жизнь, сферу идеологии. В это время в недрах феодализма рождаются капиталистические отношения, возрастает мощь европейских городов, где благодаря переходу от ремесла к мануфактуре формируется новый класс буржуазии. Крестьяне приобретают волю, натуральный налог заменила денежная рента. Крепнут экономические отношения в Европе, создаются сильные централизованные государства, в которых постепенно формируются буржуазные слои. Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др.). Итак, эпоха Возрождения - это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего - большой переворот в культуре, которая проявляется в таких ее чертах.

Основные черты культуры Возрождения.

•          Повышение интереса к личности, признанию ее ценности;

•          Утверждение физического и морального самосовершенствования личности;

•          Провозглашение принципа равенства всех людей, несмотря на их происхождение, классовый и имущественный статус;

•          Поэтизация активной деятельности человека, который объединяет личные и общественные интересы;

•          Утверждение высокого назначения человека в процессе преобразования мира;

•          Ориентация на античное наследие;

•          Светский характер культуры, освобождение от средневековой схоластики;

•          Историзм (осмысление человека и его жизни в связи с историческими обстоятельствами);

•          Формирование ренессансного реализма.

Эпоха Возрождения - яркая и неповторимая. Она поражает неудержимым взлетом фантазии художников, подъем духа, большой верой в творческие возможности человека. Никогда еще искусство не играло такой значительной роли в жизни общества, никогда не было таким величественно прекрасным.

3.         Просмотр репродукций произведений художников Возрождения.

4.         Комментарий группы учеников-«искусствоведов». Сообщение ученика о Леонардо да Винчи.

Основателем стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452-1519) - гений, чье творчество ознаменовало новый переворот в культуре. Искусство для него было средством познания мира и выражением своей мировоззренческой позиции. «Мадонна в гроте» - первая монументальная композиция Высокого Возрождения, его персонажи - Мария, Иоанн, Христос и ангел - преисполненные поэтического величия и жизненной выразительности. Они становятся воплощением идеальных образов духовного счастья.

В мир реальных страстей переносит зрителей «Тайный ужин». Ограничив к минимуму изображения интерьера, художник сосредоточился на выражениях лиц персонажей, которые воссоздают драматизм событий. Портрет Моны Лизы («Джоконда») стал символом Высокого Возрождения. Невиданная глубина и значимость образа объединяются с индивидуальными чертами, неповторимой таинственностью Моны Лизы, которая оставила загадку своей улыбки следующим поколениям.

Сообщение ученика о Рафаэле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент