Осуждение ужасов войны в творчестве немца Белля. Герой как жертва войны.

Цель: ознакомиться с содержанием произведения; усовершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения, показать роль детали, роль внутреннего монолога в раскрытии темы произведения — осуждение ужасов войны; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи между разными видами искусства.

Оборудование: портрет Г. Белля; репродукция с картины П. Пикассо «Герника».

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Посмотрите внимательно на эту репродукцию (демонстрация «Герники» П. Пикассо).

Какое настроение она у вас вызывает? Если бы, не называя предварительно автора и картину, вам предложили дать ей собственное название, как бы вы ее назвали?..

Автор этой картины Пабло Пикассо так нарисовал войну, ужас, который она принесла человечеству.

Читая книги о Великой Отечественной войне, мы привыкли, говорить о подвигах защитников Отчизны, осуждать войну, которая несла гибель людям, разрушала города и села. Конечно же, одновременно с идеей войны

мы осуждали захватническую армию, не удаваясь к деталям, из кого она состояла и кто в нее попал.

Давайте попробуем посмотреть на Вторую мировую войну с другой стороны - глазами немецкого солдата, героя рассказа Г. Белля «Путник, когда ты придешь в Спа...».

ІІ. Актуализация опорных знаний учеников.

1.  Прослушивание самостоятельно подготовленного учениками сообщения
о Г. Белле.

(Обратить внимание на события в его жизни, связанные со Второй мировой войной).

2.  Беседа по сообщению.

  • Как вы считаете, какими были его взгляды на войну?
  • С чем была прежде всего связана эта война для рядовых немцев? (Политика Гитлера).

Обратите внимание на высказывание Г. Белля:

Худел. Г. Пикассо. Герника
  • «Солдатам - а я был солдатом - нужно роптать не на тех, против кого их посылали воевать, а только на тех, кто посылал их на войну».
  • «Были ли героями все те, кто взывал, молился и проклинал в окопах, госпиталях, на ступеньках и в подвалах, на грузовых машинах, на телегах, в железнодорожных вагонах?.. Геройская смерть, которую им так щедро приписывают, - не больше чем разменная монета политики, а итак, фальшивые деньги».

Когда, защищаясь от нашествия персов, 300 храбрых спартанцев во главе с царем Леонидом полегли под Фермопилами, была составлена эпитафия, которая начиналась словами: «Путник, когда ты придешь в Спарту...».

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.  Работа над чтением текста.

Задача по группам (отчет после прочтения):

1)    Во время чтения текста отметить все, что касается пейзажа.

Как пейзаж характеризует войну?

2)    Отметить все, что касается интерьера.

  • Какая основная задача интерьера в этом рассказе? (Моя или чужая гимназия?).
  • Почему юноша не узнает родную гимназию?

3)    Отметить все, что касается портрета героя, его физического состояния.

4) Отметить те детали, которые свидетельствуют о психологическом состоянии героя.

  1. 2. Отчет по группам.
  2. 3. Развитие языка.

Продолжите предложение:

1)    Не было затемнения, так как... (весь город охватил пожар).

2) Когда мертвецов оставили внизу, других понесли в зал рисования. Этих других назвали... (остатками).

Почему именно такое слово использовано в произведении?

3)    Юноша не мог встать на локтях и опереться на правую ногу и считал, что... (их крепко примотали к туловищу).

4) Герою казалось, что он не в гимназии, которая превратилась в госпиталь, а его принесли в... (музей мертвых).

5)    В каморке школьного сторожа, где герой учеником пил молоко и курил сигареты, сейчас были... (мертвецы).

6)    Бывший сторож гимназии Биргелер во время войны стал... (пожарником).

7)    Пожарник неожиданно убрал котелок от губ героя, хотя тот еще не напился вволю, так как... (воды всем не хватало).

4.  Беседа с учениками.

  • Что мы можем сказать о возрасте героя? Приведите строки из произведения.
  • Какие два вопроса беспокоят героя, когда он ждет своей очереди в операционную? Почему они связаны между собой?

IV. Подведение итогов урока

(с использованием приема «Свободный микрофон»).

  • Какое настроение вызывает этот рассказ?
  • Можем ли мы назвать этого солдата врагом, захватчиком? Какое слово лучше всего характеризует его? (Жертва).
  • Почему автор выбирает героем именно юношу, который едва лишь вышел со школьной скамьи?

V. Домашняя задача.

Пересказать эпизод «Встреча с родной гимназией» близко к тексту (можно от первого и от третьего лица).