x x
menu

Тема урока: Генрих Белль. «Подорожный, когда ты придешь в Спа…»

Цель:  Ознакомить учеников с жизненной философией писателя, подвести их к пониманию изображенных событий, раскрыть образ главного героя как человека без будущего, развивать навыки анализа литературного произведения, воспитывать невосприятие войны как антигуманного явления.

Оборудование: рассказ Г. Белля «Подорожный, когда ты придешь в Спа...», слайды.

Музыкальное оформление: слайд № 1 - песня В. Высоцкого «На братских могилах» (1-й куплет); слайды № 8-9 - Бетховен, симфония № 5; слайд № 13 - Бах, симфония; слайды № 25-34 - песня В. Высоцкого «Песня о Земле».

Тип урока: урок формирования и усовершенствования новых умений и навыков.

  • Мы, писатели, родились для того, чтобы вмешиваться.
  • Г. Белль

V. Домашняя задача.

1.         Выучить историю написания романа, понятие «фантастическая литература».

2.         Выписать законы туземцев.

3.         Какие из давних законов Лилипутии вы бы ввели в у нас? Ответ аргументируйте.

 Содержание работы.

І. Актуализация опорных знаний.

Огромная катастрофа XX столетия, Вторая мировая война нашла свое отображение в творчестве многих писателей мира - и в прозе, и в поэзии, и в модернистской литературе, и в литературе реализма.

Став очевидцами и участниками войны, пережив и переосмыслив увиденное, писатели ХХ столетия создали чрезвычайно сильные своим эмоциональным влиянием произведения, которые разоблачали преступную и антигуманную суть войны (слайд № 1).

Дополните схему названиями произведений, исходя из их тематики:

  • •          Героические будни французского движения сопротивления — «Чума» А. Камю.
  • •          Трагедия геноцида еврейского народа — «Фуга смерти» П. Целян.
  • •          Летопись военной жизни русского солдата — «Василий Теркин» В. Твардовского.
  • •          Последние дни III Рейха глазами немецкого солдата — «Подорожный, когда ты придешь в Спа...» Г. Белля.

ІІ. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели урока.

Именно с этими произведениями мы будем знакомиться в пределах темы «Вторая мировая война в мировой литературе», и начнем это знакомство с рассказа Генриха Белля «Подорожный, когда ты придешь в Спа...» Запишите, пожалуйста, тему урока.

Объявление цели урока.

Генрих Белль - один из известнейших писателей послевоенной Германии. Ему пришлось жить в сложный период истории его страны, когда жестокие войны определяли бытие целых поколений немцев. Трагедия нации не обошла и писателя: шесть лет воевал он на фронтах Второй мировой. Трагические фронтовые события, их бесполезность и жестокость определили смысл жизни и творчества писателя. До последней своей минуты Генрих Белль выступал против войны, разоблачая ее преступную и антигуманную сущность, поэтому именно его слова: «Мы, писатели, родились, чтобы вмешиваться»,- я предлагаю вам записать эпиграфом к уроку. Белль, единственный среди немецкоязычных писателей послевоенной генерации, был удостоен Нобелевской премии.

Ролевая игра.

Учитель. Я уверена, что вам было бы очень интересно взять интервью у лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. К сожалению, это невозможно, но предлагаю вам взять интервью у биографа писателя. Вы имели задачу, обработав биографию Белля, подготовить вопрос для интервью. А в роли биографа я попрошу выступить кого-то из учеников (ролевая игра: ученик от лица биографа писателя дает ответы на вопросы учеников).

  • Запишите определение в тетради.
  • Экзистенционный (от лат. existentia - существование) - тот, что касается видных, внеисторических и вневременных, т.е. пожизненных вопросов бытия личности.
  • Анализируя рассказ «Подорожный, когда ты придешь в Спа...», попробуем понять суть этой философии.

Работа в группах.

Узнавание происходит в несколько этапов - от узнавания глазами к узнаванию сердцем. Мы пройдем этими этапами вместе с героем (работа в группах).

Первая группа учеников.

«Пройдите» коридорами гимназии. Что видит главный герой, на какие детали он обращает внимание? Почему он не узнает родной школы? (Работа с отрывком рассказа от слов «И я не был еще мертвый...» до слов «Кроме этого, может, я от горячки начал грезить...»).

Вторая группа учеников.

Проанализируйте эпизод, где описывается «борьба» руководства гимназии с крестом. Какую смысловую нагрузку имеет этот эпизод? (Работа с отрывком рассказа от слов «Аж вот санитары снова вошли в зал...» до слов «... когда еще разрешали иметь по школам кресты...»).

Третья группа учеников.

При каких условиях состоялось окончательное опознавание героем родной гимназии? Докажите, что именно этот эпизод является кульминацией рассказа. (Работа с отрывком рассказа от слов «Врач повернулся ко мне спиной...» до слов «Молока,- тихо сказал я...»).

Сообщение результатов работы в группах.

Этап первый.

Прежде чем группа презентует результаты своей работы, напишите, какие ассоциации возникают у вас при слове «школа».

К вашим ассоциациям мы обратимся позднее, а какой кажется школа герою рассказа? («Мертвым домом»).

Сообщение группы.

Раненого солдата заносят в гимназию, где теперь расположен госпиталь, проносят через первый этаж, лестничная площадка, второй этаж, где были залы для рисования, а теперь операционная. Перед глазами солдата промелькнула «Медея» Фейербаха, скульптура «Мальчик, который вынимает терн», фриз Парфенона, пестрый и грозный греческий воин, вооруженный до пят, бюст немецких властителей - «от большого курфюста к Гитлеру», «образцы арийской породы», бюст Цезаря, Цицерона, Марка Аврелия, Гермесова колона, изображение Зевса, Ницше, олеография вида Того (немецкой колонии в Африке).

Герой ничего не ощущает: «...Ни одно чувство ничего тебе не говорит, одни только глаза; ни одно чувство не говорит тебе, что ты в своей школе.., которую всего три месяца назад покинул. Восемь лет не мелочь, неужели ты, проучившись здесь восемь лет, узнал бы все одними лишь глазами? - раздумывает обессиленный солдат. Он дважды (!) спрашивает, в каком теперь они городе. А это же родной город героя.

•          Почему так детально описывает Белль весь школьный реквизит?

(Так как это и есть комплект «учебной наглядности» к пропагандированным властью идеям войны и расизма. Тень гитлеровской идеологии на дает даже античным образам обезображенных смыслов. Так, бюст римского диктатора и талантливого полководца. Изображение римского императора Марка Аврелия намекает на имперские аппетиты гитлеровского правительства. А образ знаменитого оратора Цицерона кажется олицетворением безответственного политического красноречия, которым нацистская пропаганда зачаровывала немецкую молодежь. Не обошлось здесь и без воспоминания о Ницше. Портрет автора учения о «сверхчеловеке» («Бога нет, он умер») объединен с надписью «Легкая хирургия»).

•          Что мешает герою, несмотря на большое количество знакомых реквизитов, окончательно убедиться, что это его родная школа? (Он вспоминает, что в городе Бендорфе есть три классических гимназии, поэтому неуверен, что находится именно в своей).

•          Для чего Белль подчеркивает, что в маленьком немецком городке есть три классических гимназии? (Реквизит отвечает системе воспитания, в данном случае - воспитание расизма, нацизма, собственного высочества и непобедимости. Подобная система воспитания - утверждает устами своего героя Белль - была в тех трех гимназиях маленького городка, а итак, и в тогдашней Германии, фашистской Германии).

•          Почему на данном этапе герой узнает школу лишь глазами, почему молчит его душа, сердце? (Мир, который почему-то познавали его глаза, был глубоко чужой для него и неинтересный).

•          Зачитайте, какие ассоциации возникли у вас относительно слова «школа».

•          А почему у героя школа ассоциируется с «мертвым домом», «городом мертвых»? (Уже в начале рассказа герой становится свидетелем того, как мертвых солдат отделяют от «остальных»).

•          Почему антонимом к слову «мертвые» Белль использует не ожидаемое «живые», а «остальные»? (Герой думает о себе не «живой», а «еще не мертвый», который очень легко может перейти к мертвым).

•          Где располагают мертвых солдат? (Где-то в подвалах школы. Итак, школа - дом детства, радости, смеха и школа - «мертвый дом». Трупарня. Это ужасное преобразование неслучайно. Школа, которая готовила учеников к смерти всей системой воспитания, должна была стать трупарней).

•          От античности до современности, от большого количества античных

богов к одному Богу. А потом – безбожье. Есть ли Бог в художественном мире Белля, ведь все тоталитарные режимы объявляют войну Богу?

Этап второй (группа презентует результаты своего исследования).

•          Что является символом борьбы с Богом в рассказе Белля? (где-то среди многочисленных деталей интерьера особое внимание рассказчик уделяет следу креста на стене. Крест было снят во времена перестройки гимназии согласно требованиям тоталитарной идеологии. Руководство учреждения приложило немало усилий для того, чтобы закрасить оставленный им след, но напрасно. Эта история является вместительной иллюстрацией культурной политики нацистов относительно христианского наследия: она является лаконичным примером того, как идеологи режима старались стереть из сознания молодого поколения даже память о моральных заповедях христианства).

Задача класса.

Проследите по тексту, как происходит борьба с крестом, заполните таблицу.

Этап третий (группа презентует результаты исследования).

Фоном для этого слайда я выбрала картину Мунка «Крик». Возникает ли мотив крика в рассказе, когда? Это было предметом вашего домашнего исследования.

 «Мне было очень скверно, я то и знал, что кричал» (в машине).

«Боли я теперь не ощущал, когда кричишь, становится легче».

«От крика же должно было быть легче» (свирепствовал, что не мог пошевелить руками).

«У меня нет рук, нет правой ноги... я закричал».

Почему кричит герой? (Лишь первый раз он кричит от физической боли, потом он старается криком заглушить боль душевную. В последний раз он кричит, когда видит свое отражение в лампе, которая над операционным столом).

•          В конце концов, узнавание происходит не только глазами, а сердцем.

Как это произошло?

Сообщение группы.

И вот солдата кладут на операционный стол. И вдруг за плечами врача на доске герой видит что-то такое, от чего впервые, с каких пор он находился в этом «мертвом доме», его сердце отозвалось: «...где-то в сокровенном уголке вынырнул испуг, глубокий и страшный». На доске была надпись, сделанная его рукой. «Увидеть свое письмо - хуже, чем увидеть себя самого в зеркале,- куда больше вероятности. Идентичность собственного письма я уже никак не мог подвергнуть сомнению».

•          С каким моментом совпадает момент опознавания гимназии? (Момент опознавания в рассказе совпадает с моментом осознания героем того, что с ним произошло: у него нет обеих рук и правой ноги. Вот чем закончилась система воспитания, которую установили «они» в гимназии святого Фомы. Это кульминация рассказа).

•          Кульминация рассказа, как видим, имеет место в конце произведения. А в каких именно словах она выражена? (Она сосредоточена в выражении, «которое нам велели тогда написать, в той безнадежной жизни, которая кончилась всего три месяца назад: «Подорожный, когда ты придешь в Спа...»).

Теперь мы понимаем, что ключевая фраза («Подорожный, когда ты придешь в Спа...») приобретает в тексте важное значение и имеет обобщенно-символическую окраску. Герой узнает «свою руку» на доске, и дописать эту фразу не сможет никогда: нечем.

•          Почему она является в кульминации рассказа? (Она непосредственно связана с его главной идеей осуждения войны и является авторской концепцией возражения войны).

•          Почему эта фраза не подается полностью, а неожиданно обрывается? (Дело совсем не в том, что герою не хватило места на доске. Спартанцы, которые полегли под Фермопилами, гибли не напрасно: их смерть стала прекрасной легендой, символом патриотически сознательного служения отчизне. Они завершили свое действие, и слова, которые оповещают об этом, тоже завершенные. А фраза, вынесенная в заголовок рассказа, лишь прекрасно начинается, нагло оборвавшись на полуслове: юные немецкие мальчики так и не стали героями, на роль которых их так вдохновенно готовили. Смерть, лишенная высокого смысла,- страшная и жалкая. Ужасает не так увечье и мучения героя, как бестолковость его обреченности на эти страдания. Наверное, Белль оборванностью этой фразы подчеркивает несоответствие применения этой фразы к той ужасной захватнической войне, которую вела фашистская Германия).

•          В тексте есть еще одна оборванная фраза. Зачитайте ее. (И неожиданно мне пришла мысль, что когда я в самом деле в своей школе, то и мое имя будет стоит там, высеченное на камне, а в школьном календаре напротив моей фамилии будет написано: «Ушел из школы на фронт и погиб за...»).

•          Почему эта фраза тоже является незаконченной? (Герой не знал, за что. Тем не менее, уже наверное ему было известно, что не за то, о чем здесь, в гимназии, толковали на протяжении последних лет. Итак, герой осознал, что его обманули и использовали).

•          Почему таким странным является тихая просьба: «Молока»? (Юноша будто погружается в детство. Это безнадежный поиск прошлого в момент потери будущего. Просьба звучит как мольба спасения, которого уже нет для этого жалкого обрубка).

И невольно читатель пронимается не сожалением, а ненавистью к тем, по чьей вине вчерашний школьник и тысячи таких, как он, пошли на войну.

Анализ образа главного героя.

•          Кто же такой герой рассказа Белля, вскрыл ли писатель особенности его характера? (Герой рассказа Г. Белля - обычный немецкий юноша, вчерашний школьник. Белль ничего не рассказывает о характере своего героя, его склонности, он даже не дает ему имени. Герой - обычный немецкий юноша, которых тысячи. Писатель, таким образом, побуждает читателей к мысли о том, что судьба его героя - это судьба тысяч немецких юношей, одураченных и использованных гитлеризмом).

•          Почему Белль лишает своего героя любых индивидуальных черт? (Перед лицом смерти это лишнее. Война калечит, «пожирает» всех без исключения. Независимо от возраста, характера, социального положения и т.п. Но главное для писателя - показать не судьбу каждого отдельного человека в войне, а страшное лицо самой войны).

ІІІ. Итог урока.

Рассказ внезапно обрывается, и мы не знаем, что случится с юношей: выживет ли он, или найдет свое место в страшном мире, испорченном войной. Но мы твердо убеждены, что этот человек уже истерзан безжалостным механизмом войны, покинут на произвол судьбы.

И проникаемся отвращением и ненавистью к тем, по чьей вине произошло это непоправимое бедствие. И только если мы будем помнить об этом, с земли исчезнет «лицо» войны, и станут невозможными фотографии, подобные этой. Дети, один - юный приверженец Гитлера, уже одурманенный фашистской агитацией, и второй - еврейский мальчик, который под дулом автомата исчезает в безвестность. И снова же для нас абсолютно неважны имена этих детей. Главное - не допустить повторения такого, помнить не умом, не глазами, а сердцем, душой.

Звучит «Песня о Земле» в исполнении Владимира Высоцкого.

IV. Домашняя задача.

Письменная работа: довести, что рассказ Г. Белля «Подорожный, когда ты придешь в Спа...» есть екзистенційним, составить визитную карточку А. Камю.

Литература.

  • Акижова Л. И. Осуждение антигуманной сущности войны в творчестве Генриха Белля // Зарубежная литература в учебных заведениях.- 2003.- № 3.- С. 16-18.
  • Борецкий Л. Украина в жизни и творчестве Генриха Белля // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины.- 2000.- № 4.- С. 52-53.
  • Горидько Ю. Л. Ищем смысл ключевой фразы произведения // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины.- 1998.- № 5.- С. 13-15.
  • Мельничин И. П. Осуждая ужасы войны // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины.- 2000.- № 4.- С. 53-56.
  • Назарец В. М., Васильев Е. М. Вторая мировая война в зеркале войны // Зарубежная литература в учебных заведениях.- 2003.- № 1.- С. 63-64.
  • Рудаковская С. В. Учиться видеть глазами героя // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины.- 2003.- № 2.- С. 54-55.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать