Тема урока: «Евгений Онегин»

Особое место в творческом наследии поэта занимает роман в стихах «Евгений Онегин» (9 мая 1823 года — 5 октября 1831 года). Большая заслуга Пушкина, по замечанию Белинского, состоит в том, что он «осмелился писать роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было еще написано ни одного порядочного произведения в прозе». Именно «Евгений Онегин» явился тем произведением, на котором Пушкин как «поэт действительности» вырастает во весь свой рост. Белинский метко назвал это произведение «энциклопедией русской жизни», так как в нем отразилась вся русская жизнь с небывало широким охватом, в предельно лаконичной форме, приближающейся к краткости энциклопедических заметок и статей: глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург.

, губернские города (в путешествии Онегина), Петербург трудовой и т. д. Но основное место в этой «энциклопедии» уделено духовной жизни русского дворянства 1810—1820 годов.

Роман назван именем главного героя, в лице которого блестяще была решена задача, поставленная уже в «Кавказском пленнике», — показать типичный образ русского молодого человека XIX столетия, представителя вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей, разочарованной дворянской молодежи пушкинского времени. Сопоставим эти произведения.

О герое поэмы «Кавказский пленник» Пушкин писал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века». Та же «преждевременная старость души» свойственна Онегину. 2.

В обоих произведениях мы видим столкновение героя с окружающей средой, бегство из мира цивилизации (Пленника — на Кавказ, Онегина — в деревню). 3. И в «Кавказском пленнике», и в «Евгении Онегине» Пушкин пытается создать типический образ современника. Типичность Онегина особо подчеркивается описанием истории его жизни; влиявших на становление его характера и образа мышления типических обстоятельств, связанных с традициями воспитания в столичном обществе. 4. Возвышенно героическое начало воплощено как в поэме, так и в романе не в образе героя, а в образе героини (Черкешенки; Татьяны). Вместе с тем, Пленника не может удовлетворить любовь простой «девы гор», а Онегина — деревенской девушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент