x x
menu

Тема урока: Дж. Свифт. «Путешествия Лемюэля Гулливера»

Цель:   обобщить и систематизировать знания по теме «Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера»; обобщить сатирическое изображение в повести английской действительности ХVІІІ ст.; обобщить государственное устройство, законы и обычаи страны; развивать умение анализировать художественное произведение, находить примеры сатирического изображения событий и героев; характеризовать героя; развивать умение эмоционального вхождения в образ, выразительного чтения; воспитывать чувство достоинства, ответственности за поступки; активную жизненную позицию.

Тип урока:     обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: портрет писателя, медиа-слайды, раздаточный материал, иллюстрации к произведению

  • Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду.
  • А. Довженко.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Психологическое налаживание. «Палитра настроения».

Выберите карточку, которая отвечает вашему настроению. Создадим «Палитру настроения» нашего класса. Поднимите, пожалуйста, вверх карточки. Увидим, изменится ли палитра настроения на протяжении урока.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Игра «Угадай предмет по описанию».

Вы знаете, море выбросило какой-то старинный сундук с вещами. Я зачитаю их описание, а вы угадайте, что это за вещи и кому они принадлежат. (Ученики отгадывают и находят этот предмет на столе).

•          «Большой кусок плотного полотна, который мог бы стать ковром для парадного зала». (Носовой платок).

•          «Машина с двадцатью длинными сваями, что-то подобное изгороди перед дворцом». (Гребешок).

•          «Огромная кипа тонких белых пластин, составленных в кучу; куча эта в три человека толщиной, перевязанная крепким канатом. Каждая пластина покрыта черными знаками». (Книжка).

•          «Большая штуковина очень странной формы величиной со спальню его величественности, с круглыми краями и повышением посредине высотой ростом с человека». (Шляпа).

•          А что это за предмет остался? (Лупа).

•          Для чего он применяется? (Чтобы лучше рассмотреть детали предметов).

ІІІ. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока.

Мы сегодня попробуем рассмотреть выдуманную необыкновенную страну Лилипутию с ее странными жителями сквозь увеличительное стекло; обобщить сведения о государственном устройстве, законах и обычаях этой страны; определить, вспомнив сведения по теории литературы, с помощью каких средств изображает ее автор. Поэтому и тема нашего урока - «Лилипутия - Англия сквозь уменьшительное стекло сатиры». А эпиграфом служат слова А. Довженко: «Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду».

І. Систематизация и обобщение знаний.

1.         «Установи последовательность событий». Индивидуальная работа возле доски 3-х учеников, представителей групп.

Вы объединены в три группы. Вы уже знакомы с содержанием романа Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера», и я попрошу одного представителя от группы установить последовательность событий, изображенных на иллюстрациях, коротко объяснив, какой момент сюжета передан на них.

2.         Анкета «Страна Лилипутия». Работа в группах (дополнение).

Итак Гулливер попал в Лилипутию. Что мы о ней знаем? Давайте заполним анкету этой страны.

Анкета.

1.         Название страны - Лилипутия.

2.         Столица - Мидлендо.

3.         Форма правления - монархия.

4.         Кто правит страной - император.

5.         Кто подчинялся императору - придворные, нарданы.

6.         Назовите низшие слои населения - народ.

7.         Политические партии - тремексены, слемексены.

8.         Денежная единица - жажда.

9. Законы об образовании; о назначении на государственную должность по моральным качествам, а не по способностям; о равновесии между наградой и карей; о неблагодарности как уголовном преступлении; о доносчиках; о мошенничестве; о запрете разбивать яйца с тупого конца.

10. Отношения с другими государствами - война с Блефуском.

3.         Взаимопроверка анкетирования.

1-8 вопрос - 1 балл, 9, 10 вопрос - по 2 балла.

4.         Эвристическая беседа.

•          Что в стране считалось опаснейшим? («Нет ничего опаснее, чем поручать должности талантливым людям»).

•          Расскажите, как в Лилипутии можно было сделать карьеру? (Главное - танцевать на канате и пролезать под палкой).

•          Какой была система воспитания детей? Можно ли воспитать настоящего гражданина, нормального человека, пользуясь такой схемой?

•          За что и как король награждает своих подданных? (За ловкость и умение пролезать под палкой награждает разноцветными нитями).

•          Как в Лилипутии обеспечивалось соблюдение законов? (Через страх наказания).

5.         «Статуя правосудия». Работа в парах.

Вспомните, как изображена статуя правосудия у лилипутов. Мы привыкли к более традиционной античной статуе Фемиды. С помощью этих предметов изобразите статуи. Объясните, почему именно так изображались статуи и какая разница между ними.

1          пара - лента, весы - Фемида.

2          пара - шесть глаз, мешок с золотом и меч - статуя правосудия лилипутов.

6.         Работа со схемой «Средства комического в романе Дж. Свифта».

Учитель. С первого взгляда кажется, что Лилипутия - нормальная страна, в которой властвуют порядок и благополучие. Однако, проанализировав ее законы, читатель задает вопрос: «Для кого и для чего они существуют?». Складывается впечатление, что мы в стране кривых зеркал, где все существующее не соответствует обычным представлениям и часто кажется смешным. В эпиграфе указано: «Если слышишь шутку, ищи в ней скрытую правду». Именно для этого Дж. Свифт обращается к комическому изображению действительности, чтобы показать скрытую правду. Какие средства комического он использует, рассмотрим с помощью схемы.

7.         Работа с литературоведческим словарем. Работа в группах.

Найдите и запишите в тетрадь определения понятий:

1-я группа - ирония, юмор.

2-я группа - пародия, сатира.

3-я группа - сарказм, литота.

•          Ирония (гр.— представление, насмешка) — скрытая насмешка, когда о каком-то явлении или лице говорится в положительном или даже в восхищенном тоне, а имеется в виду совсем противоположное. От юмора ирония отличается более острым, хотя и немного замаскированным возражением высмеиваемого.

•          Юмор — художественные произведения разных жанров, в которых смешное в жизни изображается в беззлобно-добродушном, шутливом тоне.

•          Пародия (гр.— переработка на смешной манер) — сатирическое или юмористическое произведение, которое подражает, имитирует творческую манеру писателя или целого литературного направления с целью его высмеять. Достигается эта цель путем обострения слабых сторон пародированного произведения. Сохраняя форму оригинала, пародист вкладывает в нее новое, противоположное содержание и тем самым дискредитирует его. Пародия может «передразнивать» саму действительность.

•          Сатира (лат.— смесь, всякая всячина) — художественные произведения разных жанров, в которых резкое изобличение изображаемого объединено с острым осмеянием, глумлением.

•          Сарказм— особенно донимающая разоблачительная насмешка, проявление крайней ненависти и презрения к изображаемым явлениям и людям. Сарказм близкий к иронии, но не имеет переносного смысла, выражается более прямо. Кроме того, для сарказма характерно объединение смеха с горечью и злостью.

•          Литота (гр.— простота) — в противовес гиперболе это показ с художественной целью признаков какого-то предмета или явления в нарочито уменьшенном виде.

8.         Исследовательская работа. Работа в группах.

Найдите в романе Дж. Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» примеры к обработанным определениям.

Ирония — описание внешности короля. Маленькие размеры этого человека, но много духовной низости, и великан был вынужден подчиняться.

Пародия на две партии — тори и виги, изобразив их в виде приверженцев низких и высоких каблуков; над протестантской и католической церквями, изобразив сторонников каждой как тупоконечников или остроконечников.

Юмор — акт обвинения.

Сатира — кровавая война между Лилипутией и Блефуском длится из-за «чрезвычайно важной проблемы»: с тупого или с острого конца разбивать яйца.

Сарказм — «Не развлекать читателя, а будить в нем злость», — такую цель ставил перед собой Свифт.

Литота используется в изображении Лилипутии. Свифт показывает никчемность человеческих существ, которые живут по абсурдным законам и руководствуются не моральными принципами и умом, а низкими инстинктами (корыстолюбие, карьеризм, лицемерие).

9. «Отражение».

На создание романа «Путешествия Лемюэля Гулливера» Дж. Свифта подтолкнуло негодование несправедливостью, которое властвовало в тогдашней Англии. Когда современники писателя читали о стране лилипутов, они хорошо понимали, что все это об их Англии. Итак, найдите факты и докажите, что Свифт средствами сатиры хотел показать, что Лилипутия — это Англия. (Ученики факты записывают на сикерах и прикрепляют на карту Англии).

Варианты ответов:

1.         Король Лилипутии - Король Георг І.

2.         Императорский дворец - королевский дворец в Лондоне.

3.         Государственные награды - синяя, красная, зеленая шелковые нити - ордена Подвязки, Купола, Св. Андрея.

4.         Как выдавались должности и награды.

5.         Награды не были ценностью.

6.         Короли давали обещания, которые не выполняли.

7.         Воевали из-за мелочей.

8.         Соответствие политических партий: тремексены и слемексены - виги и тори.

Учитель. Мы с вами наглядно увидели, как эти две страны наложились друг на друга, т.е. Лилипутия является отражением фактической Англии. «Сатира - своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит, как правило, лицо всех, кроме своего собственного», - говорил Джонатан Свифт.

«Государства такие, как и люди», - сказал Платон. И сделав своих героев такими маленькими, Свифт не хотел обидеть маленьких ростом людей, а хотел показать, что страшным является не маленький рост, а маленькая душа, низкая, подлая и злая. И вдруг в этом муравейнике появился великан Гулливер.

  • Мир лилипутов копошился у его каблуков,
  • Суетился и хлопотал, и карабкался
  • На вершины прогресса.
  • Между тем так легко и свободно
  • Шевелюрой бороздил облака
  • Он, Лемюэль Гулливер,
  • Человек возвышенных интересов.
  • (Ф. Кривин).

Свифт наделил своего любимого героя многими собственными чертами. Гулливер, как и автор, больше всего ценит в жизни свободу, отстаивает независимость человеческой личности, выступает против страшных завоевательных войн.

Гулливер вызывает у нас симпатию, мы захватываемся его самообладанием, благородством, уважаем этого честного и гуманного англичанина. Еще не все утрачено, когда есть такие мужественные, умные и благородные люди, как Гулливер.

10. Работа в группах.

1-я группа - ролевая игра «Вхождение в эмоциональное состояние героя».

Представьте себя на месте Гулливера. Что он ощущал, когда находился среди лилипутов?

Признаюсь, когда они бегали по моему телу, мне не раз хотелось схватить в горсть 40-50, которые подвернутся под руку, и бросить их на землю... Иногда меня соблазняла мысль о сопротивлении, ведь я пока был на воле, мог справиться со всеми вооруженными силами государства. Я легко мог забросать камнями и разрушить столицу. Но вспомнив присягу, которую дал императору, то добро, которым он одарил меня, я сейчас же с отвращением отверг этот план...Меня переполняла целая гамма чувств: злость, признательность за гостеприимство, чувство обязанности, уважение к храбрости этих маленьких существ, я время от времени хотел разорвать путы, ощущая жгучую боль на руках и лице, я заметил, что врагов все больше, и сдался на милость победителей.

2-я группа - «Указ Гулливера».

Мы уже сегодня упоминали об указе, который дали лилипуты относительно Гулливера. А если бы Гулливера избрали императором, какой указ издал бы он?

Указ по стране Лилипутии:

1.         Изменить систему образования, воспитывать детей в семьях.

2.         Подхалимам не выдавать должности и вознаграждения.

3.         Императоры должны придерживаться своих обещаний.

4.         К власти допускать лишь по профессиональным качествам.

5.         Прекратить бессмысленные войны.

3-я группа - «Благодарность Гулливеру».

Как и за что поблагодарили бы Гулливера лилипуты?

Глубокоуважаемый Куинбус Флестрин ( Человек-Гора)!

Обращаемся к Вам с благодарностью за то, что Вы придерживались присяги, данной императору при Вашем освобождении.

Благодарим также за то, что Вы осторожно передвигались по стране, несмотря на огромный размер Ваших ног. Даже будучи великаном, никому не делали зла и спасли нас от нападения Блефуска.

VI.       Итог урока.

1. Беседа.

•          Над чем заставляет задуматься своих читателей Дж. Свифт?

•          Актуальны ли в наше время проблемы, которые поднимает автор в произведении? Почему?

Итак, мы пришли к заключению, что Мир заставляет человечество задуматься над своей жизнью, заботиться о чистоте мыслей и душе и выбрать путь к будущему. Нельзя опускаться до уровня лилипутов и тем более повиноваться им. Надо иметь собственное достоинство, быть собой, так как только так люди способны построить новую лучшую жизнь.

Не так-то просто, проходя по городу,

Увидеть человека в полный рост.

Где великаны опускают голову,

Там лилипуты поднимают нос.

(Ф. Кривин).

Этого быть не должно. Каждому человеку надо быть великаном духа и ума и не опускать свою голову перед лилипутом. Именно за такими людьми будущее. Они призваны изменить мир к лучшему.

  1. Домашняя задача.

Мысленный разговор с Гулливером:

«Я верю в тебя, Гулливер!» или «Как не превратиться в лилипута».

VIII.    Рефлексия. «Палитра впечатлений».

Надеюсь, что этот урок обогатил вас и наполнил новыми чувствами и впечатлениями.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать