Тема урока – Дружба, друзья, друг

1. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новую главу нашего учебника. Прочитайте ее название. В ней мы прочитаем много интересных рассказов и стихотворений, которые помогут нам решить очень важную проблему: что такое дружба? Читая произведения, мы постепенно будем отвечать на следующие вопросы:

Кого можно считать настоящим другом?

Каковы основы настоящей дружбы?

Какими чувствами и качествами испытывается, проверяется настоящая дружба людей?

И уже сегодня мы начнем решать эту важную проблему. Но сначала прочитаем текст в начале главы. Как вы ответите на эти вопросы?

(Ребята читают вступительный текст, обмениваются мнениями.)

2. Беседа с учащимися

Учитель. А у вас есть друзья? Сколько их?

(Ребята отвечают на вопросы.)

Учитель. А «друзья» и «товарищи» — это одно и то же понятие?

Дети. — Я считаю: одно и то же. Это люди, которые находятся в дружеских отношениях, они близки и привязаны друг к другу общими интересами.

— А я считаю, что это понятия разные: друг может быть только один. Это очень близкий человек, которому можно во всем довериться и на которого можно во всем положиться, который тебя ни в чем не подведет, а товарищей может быть много.

Например, мои школьные друзья — это товарищи, я с ними дружу в классе, а друг у меня один, это Максим, я с ним дружу давно, хорошо его знаю, я с ним встречаюсь

чаще, чем с другими, мы вместе играем дома, ходим друг к другу в гости.

— А я считаю, что «друзья» и «товарищи» — это одно и
То же. Друзей может быть много, но один из них может
Быть ближе.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака с этим названием, — возможно, оно и подскажет нам ответ.

3. Чтение учителем стихотворения

4. Беседа после чтения

(Беседа проходит по вопросам:

Понравилось вам стихотворение? Какое оно?

С каким настроением вы его слушали?

От чьего имени написан текст? Почему вы так думаете?

А какое настроение у героев?)

5. Повторное чтение текста с анализом

Учитель. Прочитайте этот текст про себя и посмотрите, говорит ли автор где-нибудь еще, кроме заглавия, что мальчики были друзьями-товарищами? Употребляет он эти слова в самом тексте?

(Ученики перечитывают текст.)

Дети. — Нет, эти слова только в названии.

— В тексте автор прямо не называет героев друзьями.
Учитель. А почему же текст назван именно так?
Дети. — Потому что автор рассказывает, что героям было

вместе хорошо.

— И у них хорошее настроение оттого, что они рядом.
Учитель. Докажите это: найдите в тексте слова, которые будут ответом на вопрос, почему героям было хорошо.

Дети. — Потому что день был весенний и веселый. Автор начинает стихотворение с пейзажа:

«День стоял веселый Раннею весной».

— Наступила весна, на улице было тепло, и в такую пору
Хотелось подольше побыть с другом:

    «Куртки нараспашку, Шапки набекрень, Шли куда попало В первый теплый день».

Учитель. А что значит «нараспашку» и «набекрень»? Найдите в цепочках эти слова.

Дети. — «Нараспашку» — это незастегнутые, распахнутые куртки.

    «Набекрень» — шапки, сдвинутые набок.

    На иллюстрации это показано: и куртки «нараспашку», и шапки «набекрень», весна, солнышко, на улице было тепло.

Учитель. При чтении каких слов вы улыбнулись? Почему эти строчки вам показались смешными, особенно веселыми?

Дети. — Что мальчики бродили «просто наугад» — тудасюда.

— И что они не задумывались, куда идти и зачем.
Учитель. А теперь найдите повторы в тексте. Случайно

они здесь появились? Хорошо, что автор несколько раз повторяет одни и те же слова?

Дети. — Я думаю, что появились они не случайно. Это, наверное, авторский «секрет»: сделать текст более веселым.

    Эти повторы делают стихотворение задорным и игривым.

    От их чтения поднимается настроение:

«А потом назад, А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом».

— И у героев было такое настроение: радостное, легкое,
Веселое и игривое, — именно это и хотел показать автор в
Повторах.

Учитель. А еще какие слова автор часто употребляет в тексте? Найдите их.

    Дети. — Это слова «весело» и «веселый»:

    «день... веселый»,

    «весело бродили»,

    «весело вернулись»,

    «весело расстались»,

    «весело... встретимся».

— Повтором этого слова автор подчеркивает веселое на
Строение героев.

Учитель. Отчего же ребятам было весело? Ученик. Оттого, что они были рядом, вместе им было хорошо, приятно.

Учитель. А как бы вы назвали это чувство друзей? Дети. — Желание быть рядом.

    Приятное общение.

    Влечение друг к другу.

    Желание никогда не расставаться.

Учитель (обобщает). Все, что вы перечислили, можно назвать одним словом — «симпатия».

(Слово записывается на доске.)

Учитель. А как вы думаете, обязательно это чувство должно быть между друзьями?

Дети. — Да, обязательно: друзьям должно быть рядом хорошо.

— Им должно быть приятно.

Учитель. А нашим героям удалось проверить свою дружбу этим чувством? Дети. Да, удалось.

Учитель. А теперь скажите: о чем этот текст? Дети. — О друзьях-товарищах.

    О том, что друзьям вместе хорошо находиться.

    О том, что у настоящих друзей должно быть чувство взаимной симпатии.

Учитель. А о чем в этом стихотворении говорится больше: о действиях героев или об их чувствах и настроении? Ученица. О чувствах и настроении героев.

Учитель. А теперь давайте подумаем, почему автор выразил свою мысль о чувствах героев в стихотворной форме, а не рассказал нам просто — так, как об этом говорили вы на уроке.

Дети. — В стихах интереснее...

— И веселее.

Учитель. Давайте проверим: выберите из этого текста любое четверостишие и попробуйте рассказать его своими словами, прозой. Что получится?

(Дети пробуют пересказать текст прозой.)

Дети. — Нет, так хуже...

    И неинтересно: коряво както и нескладно.

    Нет прежнего задора...

    И веселое, игривое настроение теряется.

    Мы просто говорили о действиях двух друзей.

    Здесь нет веселого ритма.

Учитель. А как можно проверить: есть ли вообще ритм в тексте?

Дети. Надо текст сопровождать хлопками.

Учитель. Попробуем это сделать.

(Ребята читают текст и хлопают в ладоши.)

Учитель. А теперь давайте составим ритмический рисунок стихотворения.

(Один из учащихся записывает на доске первое четверостишие ритмической схемой:

Далее учитель предлагает проверить, во всем ли тексте ритм одинаковый. Остальные четверостишия распределяются по вариантам, и дети самостоятельно составляют ритмический рисунок. При проверке работы уточняется, что все нечетные слоги являются ударными: автор во всем стихотворении сохраняет ритм одинаковым, а для этого очень строго подбирает слова в тексте.

После этого проводится работа над выявлением рифмы, дети находят в тексте и называют рифмующиеся слова:

веселый — школы;

весной — со мной;

набекрень — день;

наугад — назад

и т. д.

Такая работа на уроке не только будет закреплять знания детей об основных правилах стихосложения, но и подтвердит выводы школьников, сделанные на уроке, что в стихотворной форме лучше, чем в прозе, выражаются чувства и настроения автора и героев.)

6. Работа над выразительностью при чтении стихотворения

Учитель. Как мы должны читать этот текст: быстро или медленно? Почему?

(Ребята пробуют интонацией голоса и темпом передать веселые, энергичные движения друзей, гуляющих и играющих на улице.)

Домашнее задание. Выучить стихотворение С. Я. Маршака «Друзьятоварищи» наизусть и приготовиться читать его выразительно в классе. Прочитать самостоятельно стихотворение И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...» и определить, чем отличается первое стихотворение от второго и почему автор создает такое странное стихотворение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент