Цель: показать героизм запорожцев в бою под Дубна; продолжать подбор материала к образам Остапа, Андрея и Тараса; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать уважение к славной истории родины; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

1.   Проверка домашнего задания.

На доске записано 2 плана VII главы, 2 плана обрабатываются устно, затем записываются 2 плана VIII главы и 2 плана корректируются устно.

Рецензирование, коррекция планов одним учеником - VII главы, вторым - VIII главы.

2.   Фронтальньй опрос.

1)      Что произошло ночью в лагере осаждавших?

2)  Какой приказ отдал кошевой атаман?

3)      Какая мысль все утро мучила Тараса?

4)  В чем вон был совершенно уверен и чего боялся больше всего?

5)      Стал бы так Тарас сомневаться в Остапе?

6)      Кто развеял сомнения старого полковника?

7)      Что больше всего поразило Тараса? («Скажи, что отец - теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ, - не товарищ, и что я с ими буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»).

8)      Зачем казаки, стоя под стенами осажденного города, осьпали насмешками вражеское войско?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Работа над описанием отдельных эпизодов боя.

• Обратить внимание на образные, художественные средства, используемые Гоголем для придания выразительности описанию.

Подтвердить примерами. (Сравнения. Постоянные зпитеты. Повторения. Единоначалие предложений (анафора)).

  • Какой из литературных жанров вам это напоминает?
  • Какой из эпизодов боя наиболее важен для главных героев? (Выборы Остапа куренным атаманом).
  • Обратить внимание на ответ Остапа и реакцию Тараса.

2.   Работа над описанием Рады по поводу разделения казачества
на два отряда.

  • В чем свидетельствует разделение казачества на две части?
  • Какое важное событие связано в этом эпизоде с главными героями?
  • Зачем Гоголь так подробно рассказывает о казаках, называя даже их имена?
  • Что предложил Тарас товарищам на прощание?

3.   Словарная работа («оселедец», «наказной атаман», «Бульбенко» —>
по отношению к Остапу).

Учитель. Тарас сказал, прощаясь: «Перед нами дела большого пота, великой казацкой доблести!».

Посмотрим, как автор оценивает результат данного похода и всей доблестной истории казачества.

4.   Выразительное чтение текста (с середины последнего абзаца:
«Не погибнет ни одно великодушное дело...»).

  • Какова главная мысль этого отрывка?
  • Можно ли сказать, что здесь речь идет также и об огромном значении ллитературы в жизни человека и общества?

III. Подведение итогов урока

(с использованием приема «Свободный микрофон»).

  • Что было главным в делах и мыслях запорожцев?
  • За что больше всего ценили они своих собратьев и чем награждали?
  • Какая еще самая большая награда за доблесть называется в книге?

IV. Домашнее задание.

Читать главу IX, составить план; выписать цитаты к образам Остапа, Андрея и Тараса; подготовить устный комментированный пересказ эпизодов боя (первая часть главы); отметить слова, которые описывают поведение казаков в бою.

Индивидуальное задание: выразительное чтение речи Тараса в товариществе.