x x
menu

Тема урока А. П. Платонов «Еще мама»

Цели урока

Знакомство учащихся с возможностью автора передать в портрете героя главные черты его характера.

Продолжение наблюдений над языковыми художественными средствами рассказа.

Работа над выразительностью чтения диалогов.

Обучение детей пересказывать текст по плану.

Материал для чтения

А. П. Платонов «Еще мама» (3я и 4я части).

Оборудование урока

Детские рисункикомиксы. Таблица «Словарь характеристик».

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ текста по «картинному» плану

(Ребята пересказывают текст, используя выполненные дома рисунки. Чтобы эта работа была более целенаправленной и полезной, учитель учит ребят оценивать пересказ одноклассника по критериям, заранее записанным на доске:

Пересказ был подробным или кратким?

Какие подробности, важные для понимания содержания текста, были упущены рассказчиком?

Был ли пересказ последователен?

Употреблял ли рассказчик «лишние» слова и выражения (повторы и др.)?)

Учитель (обобщает работу). Ребята, помог ли вам «картинный» план пересказать текст? (Дети высказывают свои мнения.)

П. Работа над новым материалом

1. Беседа по иллюстрации

Учитель. Сегодня мы продолжим чтение рассказа: мы прочитаем третью и четвертую части. Но давайте сначала рассмотрим иллюстрацию к тексту. Что на ней изображено?

Ученик. Здесь мы видим мальчика, как он пришел в школу.

Учитель. А кого вы еще здесь видите?

Ученик. Школьников.

Учитель. А кто это держит мальчика на руках?

Дети. — Наверное, учительница.

— А может быть, это мама встретила Артема после шко Лы.

Учитель. Давайте прочитаем и узнаем, о чем пойдет речь в следующей части.

2. Чтение текста учителем

3. Беседа после чтения

Учитель. Так кто же изображен на иллюстрации с мальчиком на руках?

Ученик. Это учительница.

Учитель. А почему некоторые из вас сначала подумали, что это мама?

Ученица. Потому что она взяла мальчика на руки — а так может поступить только мама.

Учитель. А теперь прочитайте начало текста, где говорится, кого увидел Артем на школьном дворе.

(Дети читают.)

Дети. Артем увидел учеников.

Учитель. А о чем они говорили, понял мальчик?

Ученица. Нет, он не понял.

Учитель. А вы поняли?

Дети. — Мне не совсем понятно.

— А я не поняла, но догадываюсь.

Учитель. А почему разговор ребят был непонятен Артему и вам?

Дети. — Наверное, это были ребята из старших классов, они уже знают то, чего мы еще не учили.

— Это были третьеклассники, наверное, или четверо Классники.

Учитель. А всетаки давайте определим, о чем говорили старшие ребята. Прочитайте эти фразы и попробуйте их объяснить.

Дети. — «...Жирный шрифт» — это, наверное, более крупные или более темные буквы в тексте.

    Например, в этом тексте таким шрифтом написан заголовок.

    А «хоботковые насекомые» — это те насекомые, у кого есть хоботок: мухи, например, или комары.

    А вот здесь еще не совсем понятно: «птиц учили до перелета», «птиц учили до кишок». Как это?

    Я думаю, что это такой предмет в школе, который изучает животных — их устройство, внутренние органы, — а также рассказывает о перелетных птицах.

    А я знаю: этот предмет у нас тоже будет, он называется «Зоология». У моего старшего брата есть такой учебник.

Учитель. А теперь прочитайте слова, в которых говорится, как воспринял Артем «умный» разговор ребят.

(Дети читают: «А я ничего не знаю, — подумал Артем, — я только маму люблю. Убегу я домой!»)

Учитель. А как вы думаете, зачем автор вставил в текст такой разговор ребят?

Дети. — Наверное, чтобы показать, что рядом с этими ребятами Артему было неуютно и даже страшно, что он ничего не знает.

— Он, наверное, подумал, что его будут ругать за то, что Он чегото не знает.

Учитель. А почему мальчик не убежал домой? Прочитайте текст до конца.

(Ребята дочитывают и отвечают на вопрос.)

4. Работа над характеристикой учительницы. Знакомство с портретом героя

Учитель. А теперь найдите в тексте слова, где автор описывает внешность учительницы.

(Ученики прочитывают последний абзац.)

Учитель. Описание внешности человека в тексте называется Портретом. Скажите, на какие детали в портрете учительницы обращает наше внимание автор?

Дети. — На лицо: («...она была лицом белая, добрая»).

    И на глаза: («...глаза ее весело смотрели на него»).

    Автор еще пишет, что «пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой».

Учитель. А как вы думаете, зачем автор написал эти слова?

Дети. — Чтобы показать, что учительница была похожа на маму Артема.

    И что даже запахи мальчику показались родными.

    Артем понял, что в школе учительница будет ему заменять маму.

Учитель. Можете ли вы уже объяснить смысл названия рассказа?

Дети. — Да, можем. Название это надо понимать так: «Еще одна мама».

— В школе для мальчика учительница стала второй ма Мой.

Учитель. А теперь попробуем с помощью текста до конца убедиться, что это действительно так. Сейчас вы самостоятельно прочитаете четвертую часть рассказа и найдете в ней подтверждение тому выводу, который только что сделали: Аполлинария Николаевна стала для мальчика еще одной мамой. Подчеркните карандашом слова в тексте, характеризующие учительницу.

5. Самостоятельная работа учащихся: подготовка к составлению характеристики учительницы

(Ребята читают 4ю часть рассказа с карандашом в руках: подчеркивают в тексте слова, которые помогут им в составлении характеристики.)

6. Продолжение работы над характеристикой учительницы

(Дети называют характерные черты Аполлинарии Николаевны, которые они нашли в тексте рассказа. В подборе словхарактеристик дети используют словарь учебника и таблицы:

    добрая («...Артема оставила у себя на коленях»);

    мальчик почувствовал эту доброту («...он прижался к ней...»);

    веселая («...глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая»);

    внимательная, отзывчивая, понимала состояние мальчика («Где твоя рана? Покажи ее, покажи!»; «...видела тревогу мальчика»);

    строгая («Почему ты меня не слушаешь?»);

    решила успокоить ребенка («Не сгорит»);

    решила оказать ему помощь («Подожди... Вернись назад, ты ведь раненый»).

Учитель. А вам понравилась учительница? Чем именно?

(Дети высказывают свое мнение.)

Учитель. Как вы думаете, заменит она Артему маму в школе?

Ученик. Да, она заменит ему маму.

Учитель. А теперь поговорим о чувствах: ваших и героя.

(Дети отвечают на вопросы:

Где вы улыбнулись при чтении этой части? Почему?

Каким вам показался Артем в этой части?

Найдите слова, в которых вы почувствовали тревогу мальчика. Прочитайте это место вслух, попробуйте передать его настроение.

Что напомнило Артему о доме, о маме?)

7. Подбор заглавий к 3й и 4й частям

(Дети придумывают названия к этим частям, учитель записывает все варианты, затем в процессе обсуждения выби

раются те, которые отражают главную мысль каждой части:

3я часть — «Встреча с учительницей».

4я часть — «Первый урок».)

8. Чтение диалогов по ролям

Домашнее задание. Подготовить пересказ 4й части от имени Артема; прочитать последнюю часть рассказа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать