ТЕМА: Правописание глаголов. 4 класс

(Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».) Цели:
Закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов. Задачи урока:
Образовательные Закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Закрепить умение определения спряжения глаголов. Закрепить умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов. Закрепить знания о глаголах – исключениях. Развивающие Развивать мыслительные операции. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память). Развивать орфографическую зоркость.

Развивать связную устную и письменную речь. Воспитательные Воспитывать умение работать в коллективе. I.
Орг. момент.
- Настроились на работу. Итак, урок русского языка. (Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.) - Алло! Да, это Ирина Владимировна… Да, 4 «А» класс…

Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...

Нет, я не могу, у меня сейчас открытый урок! Русский язык!...

Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей на уроке!...Ну, хорошо. Сейчас я выйду!

- Ребята, вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к нашему новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас на этом уроке. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью нашего класса стоит настоящая новогодняя ёлочка!

Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Максим и Нина, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

(Ребята открывают дверь и заносят в класс ёлку. К ней привязан скрученный в трубочку ватман и 6 красочно оформленных новогодних конвертов. У всех на лицах удивление и радость.) - Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и урок провести! Ребята, вы поможете мне?

Не подведёте? В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получат те ребята, которые будут активно работать на уроке и постараются без ошибок выполнить все задания. II.
Сообщение темы урока.
- Итак, тема сегодняшнего урока «Правописание глаголов». - Какие орфографические задачи будем решать?

Что повторим на уроке? (Правописание Не С глаголами, Ь после шипящих в глаголах, правописание Тся и Ться, правописание безударных окончаний глаголов) - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? (Определить, к какому спряжению относится глагол, вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении.) - И в этом нам помогут наши схемы-подсказки:

Неопред. ф. на - ить или нет?
На - ить Не на - ить
II I
Спряжения Спряжения
I II
ЕдУТ И спЯТ

- А что ещё мы должны вспомнить, чтобы правильно определить спряжение? (Глаголы-исключения). - Произнесём их хором: Гнать, дышать, держать, обидеть, Видеть, слышать, ненавидеть, И ещё: терпеть, вертеть, И зависеть, и смотреть. III.
Повторение изученных орфограмм.
- Ой, а что это за плакат прикреплён к ёлке? (На доску вывешиваю плакат, на котором записано стихотворение М. Пожаровой «Новый год». В некоторых словах пропущены буквы. На месте пропуска – снежинка.) - По-видимому, это послание Деда Мороза.

Но что случилось с ним? Некоторые буквы замело снегом.

Но ведь это нам не помешает прочитать, что здесь написано. (Чтение стихотворения) - Ребята, мы должны восстановить текст.

Что для этого надо сделать? (Решить орфографические задачи. Объяснить выбор букв.) (Устная работа) - Что мы повторили на данном этапе урока? (Безударная гласная в корне слова, разделительный ь, ь после шипящих в именах существительных, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные окончания имён прилагательных и глаголов) - Активнее всего работали следующие ребята…. Им предоставляется право первым повесить по игрушке на нашу ёлку.

IV.
Работа в группах.
- Ребята! Дед Мороз прислал нам ещё и письма. Их целых 6! В каждом письме задание по теме сегодняшнего урока. Чтобы успеть прочитать все эти письма и выполнить задания, предлагаю разделиться на группы.

- Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль! Написали – обменялись тетрадями, проверили записи у соседа. V.
Проверка работы у доски.
(На доске заранее записаны задания из писем. Группа выходит к доске, объясняет выполнение задания. За правильно выполненную работу – игрушка на ёлку.) - Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы. У вас появляется ещё один шанс повесить игрушку на ёлку – если обнаружите ошибку.

1 группа.

Составьте предложение из слов: новогодний, встретить, праздник, ребята, весело. Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

2 группа.

В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой 2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения. Пропущенный час годом не (нагнать). Поменьше говори – побольше (услышать).

3 группа.

Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов с безударным окончанием. Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца. Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

4 группа.

Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы. Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

5 группа.

Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж существительных. Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

6 группа.

Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед. ч. Образец: зеленеть – зеленеет. Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …

VI.
Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- А теперь откройте учебник с. 119. упр. 5.

Определите и укажите спряжение глаголов, в которых пропущены безударные окончания. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, замените звуковую запись буквенной. VII.
Итог. Выставление оценок.
- Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка практически готова к празднику.

Это будет последний Новый год, который мы празднуем в этом классе вместе. Ведь в следующем году вы станете пятиклассниками, у вас появятся новые учителя.

Но я надеюсь на то, что вы не подведёте свою первую учительницу и на всех уроках будете показывать свои знания так же хорошо, как на сегодняшнем уроке. Спасибо за работу. Урок закончен.

Терёхина Ирина Владимировна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №17, г. Королёва

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент