x x
menu

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Цели
:

обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков. Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка. Мы с вами изучили большой раздел русского языка. Давайте вспомним, как этот раздел называется. 2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк? 4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. — Ребята, а что же такое морфема? Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. 5. Кроссворд.
По горизонтали:
1.

Изменяемая часть слова. 5.

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. По вертикали:
2.

Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. 6. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. — Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1)
1. приставочный 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую летчик парашютистка электровоз приходить МГУ приморский сбербанк больной пододеяльник сотрудник кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ 2) Морфемный и словообразовательный разбор.
приморский 7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией.

И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе. 1) Корни с чередованием гласной.
— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? — Когда пишется корень - кос-, -кас-? — Когда пишется корень - гар-, -гор-? Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром. — Синтаксический разбор 1-го предложения. 2) Гласные в приставках пре - и при-.
— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре - и при-. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова Е И
Пр…образователь
Пр…школьный
Пр…успевать
Пр…лунение
Пр…красный
Пр…рвать
Пр…остановить
Пр…одолеть
Пр…выкать
Пр…поднять

Тест
1) В каком ряду пре-, при- входят в состав корня.
1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение 2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред- 2) при-, прид- 3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…

одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. 8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик. 2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить Гордость – чувство собственного достоинства. Гордыня – непомерная гордость. горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.

горячность – вспыльчивость, несдержанность. Обсудить – кого-то, что-то. Засудить – человека. освоить – профессию. усвоить – материал. Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в надеть - ? нарезать - ? одеть - ? порезать - ? 9. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? — основные способы словообразования. — морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней). (Таблица). — проследили, как словообразование связано с другими разделами. — Какой можно сделать вывод? Вывод
: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Учитель: Петрушина М. Н. МОУ Сосновская СОШ № 1 Тамбовская область

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать