x x
menu

Тема: «Очерк В. Г. Короленко «Парадокс»: Еще немного о счастье»

Цель: постижение гуманистической идеи очерка В. Г. Короленко через ценности паралимпийского движения.

Ход урока

1. Ввод в тему урока. (Лучше всего проиллюстрировать разговор Слайдами, на которых выведена основная информация.)

Слово учителя. Наш сегодняшний разговор хочется начать необычно. Мы вспомним о некоторых олимпийских ценностях, они выведены на экран, чтобы их лучше было запомнить: Совершенство, Дружба, Уважение, Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение. Вы удивлены: какое отношение имеет олимпийское движение к творчеству В. Г. Короленко? Уверяю вас: самое непосредственное, и поймете это вы обязательно по ходу нашего занятия.

2. Аналитическая беседа по прочитанному материалу.

Слово учителя. Читателю всегда важно, в какое время писал свое произведение автор, о чем он думал тогда, что его волновало. Так можно лучше понять его замысел. Очерк «Парадокс», по мнению исследователей творчества В. Г. Короленко, был написан всего за один день. В записной книжке Короленко под датой 11 апреля 1894 года отмечено: «Написал рассказ». Та же дата поставлена в конце черновой рукописи рассказа. Рукопись написана почти без помарок. «Парадокс» впервые появился в печати в том же году в майской книжке журнала «Русское богатство».

Вопрос. О чем говорит такой факт? (Вероятно, замысел полностью был готов, тема волновала писателя и сама просилась на бумагу.)

Слово учителя. О времени написания очерка в том же дневнике есть такая запись: «Я вообще человек не унылый и не пессимист. Но смерть моей Лели (маленькой дочери Короленко, умершей во время его путешествия в Америку, в 1893 году) так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжелые минуты моей жизни, не чувствовал себя до такой степени изломанным, разбитым и ничтожным».

Вопрос. К этому времени Короленко – уже известный писатель, публицист. К его слову прислушивается вся читающая Россия. И вот именно в таком состоянии он обращается к своим читателям, чтобы объяснить, для чего, собственно, создан человек. А как отвечает на этот вопрос герой очерка, шляхтич Ян Залуски, человек, на первый взгляд, не просто несчастный, а обойденный судьбой? («Человек создан для счастья, как птица для полета».)

Вопрос. Как отражается такое несоответствие в названии очерка? (Парадокс – невозможность, невероятность, несочетаемость.)

Вопрос. Для того чтобы лучше понять образ человека, который дает двум маленьким мальчикам афоризм «на будущее», нужно посмотреть, как нас готовит Короленко к пониманию сути очерка.

Сколько места в очерке занимает экспозиция? (Одну четвертую его часть – всю первую главу.) А в какой главе находится завязка? (Завязка – появление «феномена» - вторая глава.) Значит, автору важно было показать, что предшествовало встрече детей с инвалидом.

Задание. Найдите в тексте первой главы слова, которые могут стать ключевыми, объяснят переход к завязке. («О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба») Действительно, эти слова важны.

Вопрос. Сколько раз их употребляет автор? (Два раза. В конце главы они повторяются: «Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...»)

Задание. В появлении слуги Павла появляется совершенно неожиданно художественный прием, призванный показать, как изменится жизнь детей после того, как они пойдут с Павлом. Найдите этот фрагмент и укажите это изобразительно-выразительное средство. («Подойдя к бадье, он тряхнул ее слегка своей сильной рукой. Неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась, помутнела, фантастические существа жалобно заметались и исчезли, как бы сознавая, что их мир колеблется в самых устоях. Обнажилась часть дна,- простые доски, облипшие какой-то зеленой мутью, - а снизу поднялись пузыри и сильный запах, который на этот раз и нам показался уже не особенно приятным… Я и до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвою действительностью в лице Павла». В данном случае бадья уподобляется миру, в котором жили мальчики до встречи с Яном Залуски. Здесь используется аллегория.

Реализация домашнего задания. Какое впечатление оставляет у читателя описание «феномена»? Дайте характеристику этому герою по первому знакомству. (Этот человек вызывает смешанные чувства. С одной стороны – жалость, ведь читая стороки, посвященные его внешности, понимаешь, насколько он должен быть несчастным:

«Это была небольшая, почти игрушечная телега, в которой как-то странно, - странно почти до болезненного ощущения от этого зрелища, - помещался человек. Голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами. Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разыскивал испуганными глазами, которые, вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брага. Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались в тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука. Казалось, они принадлежали одинаково этому человеку, как и тележке, и все вместе каким-то беспокойным, раздражающим пятном рисовалось под ярким солнцем, точно в самом деле какое-то паукообразное чудовище, готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу… Он скинул с феномена курточку, в которую легко было бы одеть ребенка, потом расстегнул ворот рубахи. Я зажмурился, -так резко и болезненно ударило мне в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук… Калека стоял с трудом,-огромная голова подавляла это тело карлика. На лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали. Он быстро опустился опять в свою тележку».

Но вскоре мы понимаем, что как-то трудно жалеть человека столь гордого и уверенного в себе, ведь не его родственник Яков, а именно он, «шляхтич Залуски», в этой компании главный: «феномен» разговаривает высокомерно, в его словах нет просительной интонации, он несколько раз настойчиво приказывает Якову «обойти» зрителей, как будто просто издевается над жадностью пана Уляницкого, иронически кланяется Дударову. Особенного внимания заслуживает лицо «феномена», прежде всего – глаза – «зеркало души». Автор несколько раз подчеркивает их выражение: «саркастический взгляд, как будто искавший в толпе свою жертву», «острый взгляд феномена пробежал по всем лицам, останавливаясь то на одном, то на другом, точно гвоздь, который он собирался забить глубоко в того, на ком остановится его выбор», «два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику». Безусловно, перед нами человек, не сломленный жизнью, способный на поступок даже в своем беспомощном состоянии.

Когда он пишет «афоризм», рассказчик замечает перемену в выражении лица инвалида: «Глаза мои застилались слезами, и, точно сквозь туман, мне казалось, что лицо странного человека в тележке меняется, что он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее». В душе колючего и острого на язык существа, оказывается, есть чувства, которые проявляются в общении с детьми, пусть даже напуганными таким странным видом незнакомого человека. Он держит свое слово, когда отдает монету нищему старику, способен пожалеть того, кто сам не может зарабатывать себе на жизнь: «Долгоусый остановился, посмотрел на феномена и как-то просительно произнес:

  • А! Ей-богу, глупство!..
  • Доставай, - кратко сказал феномен.
  • Ну!
  • Доставай.
  • Ну-у? – совсем жалобно протянул долгоусый, однако полез в карман.
  • - Не там, - сказал холодно феномен. – Сороковец доктора у тебя в

    Правом кармане... Дедушка, постой на минуту.

Нищий остановился, снял шляпу и уставился в него своими выцветшими глазами. Долгоусый, с видом человека, смертельно Оскорбленного, достал серебряную монету и кинул в шляпу старика. - Дьявол вас тут носит, дармоедов, - пробормотал он, принимаясь

Опять за дышло. Нищий кланялся, держа шляпу в обеих руках. Феномен

Захохотал, откинув голову назад...»

3. Социокультурный аспект урока. Прием – образ.

Детям показываются два карандаша. Один целый, другой – сломанный на одну четверть.

Вопрос. Посмотрите на эти два карандаша. Один из них сломан, но от этого он не перестал быть карандашом. Его можно заточить и рисовать им точно так же, как и не сломанным. Может быть, рисунок, сделанный с помощью этого карандаша, окажется даже лучше, чем рисунок, набросанный целым. Важно, что сохранился грифель, пока он есть – есть и карандаш.

Человек, конечно, не карандаш, но если провести параллель,

построенную на аллегории от этого карандаша к человеку, то можно сказать, что человек жив, пока живет его душа – стержень каждого из нас. Часто в немощном теле обитает дух, не сломленный страшными испытаниями. Не все зависит от человека, но многое.

Информация для размышления.

В средневековом трактате «Речь о достоинстве человека» философ Пико делла Мирандола повторяет вслед за многими гуманистами слова, приписываемые Гермесу Трисмегисту: «Великое чудо есть человек!». А затем утверждает, что Бог поставил человека в центре всего мира: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Излагая собственное понимание акта Божиего Творения, Пико делла Мирандола пишет, что Бог создал человека, как «посредника между всеми созданиями», земными и небесными. Человек не имеет ничего своего собственного, но имеет общее со всем, что было создано Богом, с каждым отдельным Божиим творением.

Поэтому человек изначально наделен свободой воли, свободой выбора. Он сам определяет свой образ по собственному решению. Человек может стать низшим, неразумным существом, а может переродиться в высшее, божественное.

Как вы понимаете суть этого фрагмента? (Человек – сам творец своей судьбы.)

Информация к размышлению.

Вопрос. Что вы знаете о Паралимпийких играх, когда они проводятся и кто в них участвует?

Перед вами перечень видов спорта, официально включенных в Паралимпийские игры в Сочи – 2014 (слайд):

  • Биатлон;
  • Следж-хоккей на льду;
  • Лыжные гонки;
  • Керлинг на колясках;
  • Горные лыжи.

Вроде бы не много, но ведь за каждым из этих видов спорта целая

история, ведь не так уж давно никто не мог и подумать, что инвалиды будут

участвовать в Олимпийских играх.

4. Обобщение по теме урока.

Вопрос. Что объединяет паралимпийцев и героя очерка В. Г. Короленко? (Стремление жить, преодолевать свои физические недостатки, противостоять судьбе.)

Задание. Подтвердите это словами самого героя очерка. (В ответ на реплику отца рассказчика: «Хорошо сказано… только, кажется, это скорее парадокс, чем поучительный афоризм, который вы нам обещали», - Ян Залуски отвечает:

«Счастливая мысль… Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена... Ха-ха! Это правда... Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета...» Счастье здоровый человек может получить, приложив гораздо меньше усилий, чем инвалид, но сам этого он часто просто не понимает. Понимает эту простую истину «феномен», который с горечью бросает своему родственнику Якову: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него. Понял? У людей бывают и головы, и руки. Только мне забыли приклеить руки, а тебе по ошибке поставили на плечи пустую тыкву... Ха! Это неприятно для нас, однако не изменяет общего правила...»)

Вопрос. Чем является встреча с инвалидом для мальчиков? (Первым настоящим потрясением: «Мать вставала и крестила нас, стараясь этим защитить своих детей от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…»)

Вопрос. Какой урок выносит рассказчик из встречи с «феноменом»? (Счастье не дается легко, за него надо бороться и не сдаваться, как бы трудно ни было).

Вопрос. Как вы считаете, имеют ли отношение ценности олимпизма к герою очерка? (Предположим, что Решимость можно считать стремлением к счастью, ведь Яну Залуски надо преодолевать такие трудности, о которых обычный человек не имеет ни малейшего понятия.)

5. Выводы по теме урока.

Слайд со словами В. Г. Короленко из его записной книжки: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. А если нет счастия? Ну что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом, но собственная моя душа в это время была еще так же изломана, как мой несчастный философ».

Слово учителя. В первом варианте очерк заканчивался так: «Никогда с тех пор я не забывал странного афоризма, написанного ногами парадоксального счастливца, которого голос и до сих пор упрямо звучит в памяти с такою же ясностью, как и в первую минуту». Но потом автора упрекнула родственница за то, что высказался он, по ее мнению, слишком прямолинейно, и Короленко отказался от этих слов. Можем ли мы согласиться с автором, что герой очерка, действительно, счастливец, хотя и парадоксальный? Об этом вам предстоит написать в домашнем задании.

Домашнее задание:

Вариант 1. Напишите рассуждение на тему: «Можем ли мы согласиться с автором, что герой очерка, действительно, счастливец, хотя и парадоксальный?»

Вариант 2. На форуме Кара-Мурзы один из участников высказал свое мнение о Паралимпийских играх так: «Это издевательство над здравым смыслом и паноптикум. Есть много видов человеческой деятельности, где инвалиды могут показать себя не хуже физически здоровых людей. Но кому-то понадобился этот театр абсурда». Как вы относитесь к подобному высказыванию? Согласитесь или возразите, аргументируя свое мнение.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать